Начинающему созидателю
Автор – Павел Лавринов
На своём эволюционном пути необходимым правилом для человека на Мидгард-земле является развитие семи материальных тел. Творчество помогает развиваться ментальному уровню, передавая на «эмоциональный план» силу радости, удовлетворения и желания двигаться дальше.
О структуре человека и принципах эволюционного развития, выявленных через личный опыт, впервые поведал людям через свои встречи и книги академик, Исследователь, Творец Разумного и Борец с социальным паразитизмом Николай Викторович Левашов. Его Знания стройны, логичны, при определённых условиях повторяемы, и самое важное – не содержат противоречий и опираются на реальные природные процессы.
Однако, для достижения уровня Человека-Творца, на котором находится Николай Викторович, одного хотения мало. Необходимы действия, выводящие из состояния ментальной спячки, в которую погружена наша планета тысячелетними усилиями тёмного разума, стремящегося системное мышление человека заменить калейдоскопическим, а в идеале и вообще свести к точечным пониманиям своих функциональных обязанностей в паразитической иерархии.
Одним из таких действий является изучение инструментов, помогающих решать изобретателю, творческому человеку различные насущные и творческие задачи. В данном случае речь пойдёт о «морфологическом анализе», который, хотя и не способен эффективно помогать в решении сложных задач, ввиду своих ограничений, но, тем не менее, позволяет расшатывать психологическую инерцию и получать удовольствие от выявляемых, иногда фантастических на первый взгляд, сочетаний качеств рассматриваемой системы или объекта.
Морфологический анализ относится к методам, интенсифицирующим метод проб и ошибок, и это станет понятно после его описания. Но даже такой способ организации мышления выводит за рамки калейдоскопического принципа, так как старается охватить максимально полное число вариантов решений. Итак…
Попробуем на простых примерах показать суть морфологического анализа, когда нужно знать о всех возможных вариантах сочетаний часто несочетаемых или несовместимых элементах. Например, начнём с детской игрушки, которую может изготовить любой отец, любящий и думающий о развитии своего ребёнка.
Соединив несколько кругов из фанеры, можно нарисовать на каждом круге рисунки, нанести краски и дать потом ребёнку возможность правильно подобрать сочетание рисунков или красок. Так можно будет развивать у него вкус и чувство гармонии.
А взрослый эту же операцию может производить в своём воображении, например так, как это делают художники (Рис.1-3).
Прообразом морфанализа можно считать систему «Арс магна» («Великое Искусство») Раймунда Луллия. Он родился в 1235 году по христианскому летоисчислению в г. Пальма на острове Майорка (Балеарские острова). Доказывая истинность христианского учения (я обращаю внимание на сам метод, а не на учение, которое считаю паразитическим), он разработал логическую систему построения («Машину открытий») и выведения догматов религии. Умер он в 1315 году, забросанный камнями в Тунисе, где проповедовал своё «Великое Искусство».
Философской основой являлось утверждение, что любое знание определяется небольшим числом изначальных понятий. Комбинируя эти понятия, можно вывести все знания о мире. Организационной основой явились приборы в виде концентрических окружностей. На каждой окружности были написаны основные понятия. Перемещая окружности друг относительно друга, можно было получать различные высказывания и суждения. Например, «божественная доброта велика», «божественная мудрость бесконечна» и так далее. Вращая круги друг относительно друга, можно было получить 256 сочетаний, каждое из которых давало сведения о боге. Наиболее крупный прибор (машина открытий) имел 14 окружностей и давал свыше 70 квадриллионов сочетаний.
В современной форме морфоанализ интуитивно (по крайнеё мере, так считается) воссоздан швейцарским астрофизиком Фрицем Цвикки в 1942 г. Астрономия первой столкнулась с большими динамическими системами и первой ощутила необходимость в методах, позволяющих анализировать такие системы. Цвикки применил этот подход к решению астрофизических проблем и предсказал существование нейтронных звёзд.
Психологической основой метода является стремление охватить все (или хотя бы главнейшие) варианты структуры совершенствуемого объекта, исключив влияние случайностей.
Организационной основой метода, в простейшем случае, является построение двумерной карты: выбираются две важнейшие характеристики системы, составляют по каждой из них список всевозможных видов и форм, а затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам развиваемой системы. При двух осях систему построения называют «морфологической картой». При трёх осях – «морфологическим ящиком». Недостатком является чрезвычайно большое количество комбинаций и отсутствие критериев отбора лучших сочетаний. Так при 10 осях и 10 вариантах на каждой оси число комбинаций составит 1010. Метод позволяет охватить теоретически все варианты удачных сочетаний. Однако, какие из них считать таковыми – остаётся нерешенным вопросом.
Например, формула изобретения может выглядеть так: Ф1-С2-Т8-01. Таких сочетаний может быть огромное количество. Теперь нетрудно предложить методику пользования этого метода:
1-й шаг. Сформулировать задачу.
Пример: Нужна новая конструкция реактивных двигателей.
2-й шаг. Составить список всех признаков или характерных параметров, от которых зависит решение проблемы.
Пример:
А – ресурсы топлива.
Б – агрегатное состояние.
В – способ создания тяги.
Г – агрегатное состояние среды.
Д – тепловой цикл...
3-й шаг. По каждому признаку составляют списки нескольких вариантов его исполнения – альтернатив. Составить матрицу.
Матрица – символическая форма описания решений. Она даёт представление о всех возможных конструктивных схемах конструкций реактивных двигателей путём фиксирования в каждой строке матрицы одного из элементов. Набор этих элементов будет представлять возможный вариант исходной задачи. Рассматривая разные сочетания этих элементов, можно получить большое сочетание всевозможных вариантов решений, в том числе и самых неожиданных.
Пример:
А – ресурсы топлива:
А1 – запасное на борту ракеты;
А2 – поступающие из внешней среды...
Б – агрегатное состояние топлива:
Б1 - газообразное.
Б2 – жидкое;
БЗ – твёрдое…
4-й шаг. Определение функциональной ценности всех возможных сочетаний.
Пример: А1Б3В5Г2Д1; А5Б4В3Г8Д2; …
5-й шаг. Выбор наиболее желательных решений, которые могут оказаться перспективными. Ответственный этап метода — оценка вариантов решений, вытекающих из структуры морфологической матрицы. Сравнивают варианты по одному или нескольким наиболее важным для данной технической системы показателям.
Пример: А4Б3В1Г6Д2 и др. являются самыми перспективными
Так, морфологическая матрица для реактивных двигателей, работающих на химическом топливе, построенная Ф. Цвикки, содержала 576 возможных вариантов решений. Были в ней заложены и конструкции ракет ФАУ-1 и ФАУ-2, но в то время их невозможно было выделить из огромного числа сочетаний.
При использовании морфологического метода следует помнить, что данный способ относится к методам активации перебора вариантов. Он интересен при генерации новых идей, но помочь решить задачи сложного изобретательского уровня он не в состоянии.
И, тем не менее, хочется ещё раз взглянуть на этот метод с позиции уже существующих знаний ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Разместим морфоанализ как систему в схему многоэкранного мышления. Чтобы не заблудиться в переборе вариантов, выделяем главную функцию морфоанализа – это генерация максимально возможного числа вариантов решения. Тогда у антисистемы главная функция – генерация единственного решения по выбранной системе. Получим прошлое системы (метод проб и ошибок (МПиО)), будущее (способ решения по алгоритму с выходом на единственное решение), надсистему (методы активизации перебора вариантов), подсистему (простая таблица) и антисистему (метод поиска единственно верного решения).
То есть, морфоанализ, как и велосипед, можно использовать для движения вперёд, но только в непонятном направлении, так как метод является по сути эвристическим. Но он позволяет разрушать психологическую инерцию и совмещать несовместимое (см. рисунки). И только алгоритмизированные способы анализа, знание законов развития систем, АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), вепольный анализ, ММЧ (метод маленьких человечков) позволят не заниматься перебором вариантов.
И, конечно же, тот базисный фундамент Знаний обо всём важном, который показан и обоснован в трудах Великого Руса, Аса своего Дела – Николая Викторовича Левашова. Опираясь на этот базис, не имеет смысла заниматься перебором вариантов, изучая различные течения метафизики и эзотерики, увлекаться различными религиозными «знаниями», пытаться концентрировать всё внимание только на своём саморазвитии.
Важно изучать своё наследие, которое досталось нам от наших предков, но которое от нас так тщательно скрывают и уничтожают, что невольно задаёшься вопросом: почему? Возможно, нас ждут ошеломляющие открытия технологий Великого Прошлого. И, скорее всего, без должного уровня развития, мы этих технологий не поймём.
Ведь не зря, раскрывая понятия эволюционного развития, Николай Викторович говорил о трёх важных составляющих: уровне развития сущности, уровне развития родителей и уровне развития общества. Без всестороннего познания творческих основ, эффективного развития ожидать не приходится. Именно поэтому социальный паразитизм навязывает привычки потребительского максимализма и минимизированных жизненных навыков.
Какой путь мы выберем, таким и будет наше будущее. И давайте не забывать, что перевоплощаться мы будем в том обществе, которое сами же и формируем. И от этого никуда не деться, ибо это – закон природы нашего пространства.
Некоторые рисунки, как малая часть примеров возможных генераций идей…
Примечание: с согласия автора, статья откорректирована И. Кондраковым без изменения сути содержания.