Проект «защита детей» или новые угрозы ювенальной юстиции
Ольга Леткова
27-28 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге состоялся первый Всероссийский социальный Форум «Защита детей. Модернизация государственной семейной политики 2010-2020 гг.». Форум организован партией «Единая Россия» и Правительством Санкт-Петербурга при поддержке Министерства здравоохранения и социальной политики, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, Следственного комитета при Прокуратуре РФ, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, Фонда «Защиты детства».
На открытии Форума было заявлено о том, что его целью является изменение всей семейной политики государства в направлении усилий на защиту детей от насилия и жестокости, реализация резолюций Форума в конкретных законодательных проектах, а также в практике соответствующих служб.
По словам выступившей на открытии Форума председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марины Гордеевой «Корни детского неблагополучия находятся в семейном неблагополучии». Эта мысль проходила красной нитью через все темы Форума и отразилась во многих его решениях. Собственно на борьбу с семейным неблагополучием и было нацелено это мероприятие.
Работа Форума строилась по семи основным направлениям, на которых участники Форума (в основном это детские омбудсмены и заинтересованные организации) обсудили те же вопросы, но в рамках отдельных тем. Чувствовалась спланированность выступлений в разрезе подготовленных заранее резолюций. Проекты резолюций не обнародовались и не обсуждались.
Озвучены они были лишь на итоговом пленарном заседании и вошли в итоговую резолюцию Форума, которая, в результате, оказалась программным документом, направленным на полномасштабное изменение целого ряда отраслей законодательства в целях искоренения насилия и жестокости в отношении детей и установления приоритета защиты прав детей во всех сферах общественной жизни.
Некоторые предложения резолюций, такие, как запрет на работу с детьми лицам, осуждённым за преступления в отношении несовершеннолетних, или же формирование безопасной информационной среды, доступного детского спорта, не вызывали сомнений.
Но, наряду с очевидными вещами, не требующими перестройки всей государственной политики в отношении детства, во всех областях предлагалось создание системы сопровождения семей. Это означает, что государственные органы, а в ряде случаев, общественные организации, с которыми заключены соответствующие соглашения на выполнение социальных услуг, приобретают право контроля над семьёй: проверки условий содержания детей, соблюдения их прав, методов воспитания, характера детско-родительских отношений и т.д.
Эти организации рекомендуют Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые предлагается наделить широкими и властными полномочиями, меры, которые необходимо применить к конкретной семье с целью защиты прав детей. Комиссии, являясь органами превентивного правосудия, определяют дальнейшую судьбу ребёнка (будет он проходить реабилитацию дома или в специальном учреждении (приюте)) и утверждают план защиты прав ребёнка, содержащий обязательные предписания для каждой конкретной семьи. На основании этих предписаний с семьёй заключается договор социального патроната. Отказ от заключения договора или ненадлежащее выполнение мероприятий плана защиты ребёнка влечёт лишение родительских прав.
Именно от такого вмешательства в дела семьи предостерегал президиум Межрелигиозного совета России по вопросам защиты прав семьи и ребёнка, который в своём заявлении от 22 апреля 2010 г., в частности, указал: «Нам видятся опасными любые меры, которые бы позволили чиновникам вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в её мировоззрение и образ жизни, в кровную связь родителей и детей…».
Примечательно то, что категории детей, которым должна быть оказана такая «помощь» государства, определены настолько широко и неконкретно, что к ним может быть отнесён практически любой ребёнок. Видимо, теперь любая социальная поддержка государства, которую оно должно осуществлять в соответствии с Конституцией РФ, будет предоставляться только при условии осуществления контроля за семьёй.
Систему превентивных органов по защите прав детей, так называемых, «миниправительств в отношении детства» должен возглавить Федеральный орган по вопросам детства, образованный при Правительстве РФ. Учитывая, что эти органы наделяются неограниченными правами в отношении детей, их централизация и выведение из ведомственного подчинения опасны коррупцией и произволом.
В целом же, предлагаемая система представляет собой ни что иное, как западный образец ювенальной юстиции, когда всевластные и никому не подотчётные ювенальные органы способны отобрать ребёнка практически у каждой семьи по любому, самому абсурдному поводу. Более подробно указанные вопросы изложены в проекте Общественной палаты РФ «Государственная система сопровождения семьи в России».
Ещё одной системной мерой по коренному изменению социальной политики государства на Форуме было названо принятие на государственном уровне единого социального стандарта в качестве обязательного эталона, необходимого для надлежащего содержания детей. Это европейская технология обеспечения права ребёнка на определённый уровень жизни.
Однако, учитывая, что в России не существует правового механизма обеспечения социальных обязательств государства, да и сами эти обязательства Россия не взяла на себя при ратификации соответствующих международных соглашений, не остаётся сомнений, что вся полнота ответственности за содержание детей ляжет на плечи родителей и лиц, их заменяющих. Поэтому принятие европейских социальных стандартов (детских, семейных и т.п.), как требований закона, может оставить за чертой бедности множество семей и создать формальные основания для изъятия из них детей по причине отсутствия надлежащего уровня жизни, то есть, из-за бедности, независимо от вины родителей.
Ещё при открытии Форума его главный организатор – депутат ГД РФ Наталья Карпович, говоря о необходимости законодательного установления социальных стандартов, заявила: «Если что не так, то государство возьмёт этого ребёнка и воспитает его, сможет исправить ситуацию».
На Форуме было предложено стандартизировать не только социальную сферу жизни детей, но и образование, здравоохранение и т.д. С этой целью выдвинуто требование обязательности дошкольного и дополнительного образования (данное положение уже включено в проект федерального закона «Об образовании»), а в сфере здравоохранения – принятие программы репродуктивного здоровья школьников, в рамках которых, естественно, следует ожидать уроки полового просвещения и гинекологические осмотры школьников.
Положения о половом просвещении школьников уже включены в проект федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Принятые на законодательном уровне, эти требования будут носить обязательный характер, и попытки родителей оградить своих детей от их растлевающего воздействия могут быть расценены как нарушение прав детей и ненадлежащее выполнение родительских обязанностей с привлечением к ответственности, установленной действующим законодательством (ограничение или лишение родительских прав, штраф или уголовное преследование родителей, если это сопряжено с жестоким обращением с детьми).
На Форуме предложено поддержать этот законопроект, а также использовать систему Интернет-образования для формирования в детях толерантности. Что стоит за этим понятием, не расшифровывалось, но тема защиты детей от негативной информации в понимании сторонников ювенальной системы обычно означает способ навязывания либеральной идеологии…
В сфере здравоохранения также были выдвинуты требования об обязательной вакцинации шейки матки (особенно для девочек из неблагополучных семей). Необходимо отметить, что побочные эффекты от введения данной вакцины ещё до конца не исследованы. По мнению ряда специалистов, основанном на конкретных фактах, данная прививка не безопасна.
Понятие неблагополучных семей приобрело в свете предлагаемых нововведений ещё более дискриминационный характер. По утверждению участвовавшего в Форуме помощника Генерального прокурора РФ – руководителя Следственного комитета при Прокуратуре РФ Комисарова В.Ф. именно неблагополучные семьи поставляют детей-преступников. Они же являются и основным источником насилия в отношении детей. А потому назрела необходимость принятия законодательных мер, позволяющих ограничивать права таких лиц.
В первую очередь предлагается создать целую систему ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также выявления жестокости и насилия в отношении детей в семьях. В настоящее время данная профилактика затруднена конституционными положениями, направленными на защиту частной жизни, презумпции невиновности и добросовестности родителей.
На Форуме предложено ввести в действующее законодательство понятие неблагополучных семей и создать единый банк данных таких семей, куда должна заноситься вся информация о таких детях, об отношениях в семье и т.д. Информировать органы обо всех случаях выявления неблагополучных условий содержания детей должны врачи, учителя, детские психологи, милиционеры и все те, кто по роду своей деятельности имеет дело с детьми. В целях улучшения ситуации с информированием органов предложено карать должностных лиц за недоносительство не только умышленное, но и по халатности (если не возникло подозрений) вплоть до привлечения к уголовной ответственности, а также привлекать их как соучастников преступления в отношении несовершеннолетних.
Предлагается создать национальный Центр защиты детей от насилия и эксплуатации по западному образцу и принять специальный закон о защите детства. Не стоит сомневаться, что все законодательные препятствия к установлению контроля над семьёй будут устранены.
При этом насилие и жестокость – разные правовые понятия. Насилие рассматривается как нарушение прав детей, так называемое «бытовое насилие», а жестокое обращение является квалифицирующим признаком состава преступления, установленного статьёй 156 УК РФ за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Понятие жестокого обращения в настоящее время законодательно не определено. В этой связи дано поручение Верховному Суду РФ обобщить судебную практику и дать соответствующие разъяснения.
Заметим, что в последнее время судебная практика по данной категории дел весьма широка. Родителей привлекают к уголовной ответственности и в случае применения мер воспитательного характера, и за привлечение детей к элементарному домашнему труду, и за попытки дисциплинировать ребёнка, и по многим другим надуманным основаниям, заставляя родителей жить в страхе под «дамокловым мечём» ювенальной юстиции, а приёмных родителей – массово возвращать детей в приюты, опасаясь возможных уголовных преследований.
Ситуацию вряд ли исправит очередное увеличение выплат на приёмных детей или даже предоставление жилой площади на них, предлагаемые в качестве мер по улучшению положения детей-сирот. Эти меры ведут лишь к усилению существующего перекоса, когда приёмными родителями быть гораздо выгоднее, чем рожать собственных детей. И если бы кровные семьи были обеспечены хотя бы наравне с приёмными, то многих проблем в отношении «семейного неблагополучия» удалось бы избежать.
Вместо этого предлагается ещё более усилить репрессивную функцию законодательства. Так, предлагается ужесточить наказания за все виды преступлений против несовершеннолетних, а все без исключения дела с участием несовершеннолетних отнести к компетенции Следственного комитета при Прокуратуре РФ, признав их тяжкими. Предписывается обеспечить обязательное участие прокурора в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних, а также предоставление несовершеннолетнему бесплатного адвоката, в обязательном порядке признавать несовершеннолетних лицами, находящимися в беспомощном состоянии, закрепить упрощённую процедуру допроса потерпевших и фиксации их показаний, сбора доказательств по делам несовершеннолетних, а главное, в качестве профилактики правонарушений осуществлять превентивные меры – выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушений и давать обязательные предписания по их устранению.
Как выяснилось при обсуждении, на суды также предлагается возложить задачу социализации малолетних преступников, замены наказания мерами воспитательного воздействия, предписания индивидуального плана реабилитации ребёнка, обязательного к исполнению родителями. То есть, суды общей юрисдикции становятся, по сути, теми же ювенальными судами, закон о создании которых был отклонён Государственной Думой РФ 9 октября 2010 года.
В решения Форума включено ещё много положений, вызывающих тревогу, суть которых не раскрывается. К примеру, резолюции семинара региональных уполномоченных по правам ребёнка «Продвижение современных механизмов защиты прав ребёнка в контексте формирования семейной политики в РФ» вообще не были озвучены на итоговом пленарном заседании. Но обстановка на Форуме не оставляет сомнений в том, что эти решения созвучны общим направлениям Форума и, возможно, ещё более репрессивны. Ведь в резолюциях многих направлений говорилось об обеспечении Конвенции ООН о правах ребёнка и отмечалось, что теперь нам будет, что предъявить Западу.
Все предлагаемые меры защиты детей должны обеспечить им равные стартовые условия. Этот посыл сильно перекликается с положениями Форсайт-проекта «Дети-2030», в котором неуспешные родители, якобы, не могущие обеспечить ребёнку равные с другими детьми возможности, не имеют права воспитывать своих детей. Те же аналогии вызывали и положения о превращении индустрии детской игровой продукции в инновационную деятельность.
Форум был заявлен как государственно-общественно-религиозный.
Однако возражения представителей общественности, проникших на это мероприятие, несмотря на всю его закрытость, во внимание практически не принимались. Обсуждение шло по заранее отработанному сценарию под лозунги о том, что «общественность с государством в данных вопросах идут за руку».
От Церкви выступил протодиакон Андрей Кураев, который в своей речи сразу набросился на Боголюбовский монастырь и лично на отца Петра Кучера, называя его сектантом, пугающим людей «спасением души – глобальной целью, для достижения которой все средства хороши». Он сказал, что ещё многие монастыри являются такими «раковыми опухолями» на теле Церкви и что возможность существования такого рода сект создаёт «отсутствие учительной настойчивости РПЦ». В заключение своего гневного обличения протодиакон пообещал, что они (!) не оставят этого просто так. Он попросил не считать трагедию в Боголюбово приговором всей системе христианского воспитания и заявил, что обязательным условием существования церковных приютов должна быть их полная прозрачность для государственных и ювенальных структур.
Он также сообщил присутствующим, что Русская православная Церковь балансирует на грани раскола. С чем конкретно связан это раскол и кто в нём участвует, протодиакон не пояснил. Может быть, в раскол ушёл сам о. Андрей и те, кого он называет «мы», не согласившись с позицией Русской Православной Церкви по вопросу о ювенальной юстиции, выраженной в неоднократных заявлениях патриарха Кирилла, Межрелигиозного Совета и других официальных источниках? Иначе невозможно объяснить его речь со столь высокой политической трибуны, основанную на искажённых фактах и не отражающую истинную позицию Церкви по данным вопросам.
Состоявшийся Форум нельзя назвать иначе, как полномасштабное наступление ювенальной юстиции, попытка «ювенального прорыва» на самом высоком уровне. Большинство из предлагаемых проектов сторонники ювенальной системы уже неоднократно пытались провести, но наталкивались на волну общественного протеста. Теперь же, сменив вывеску «ювенальная юстиция» на русифицированную «защита детей», да ещё и «семей», предпринимают все меры для того, чтобы «продавить» ювенальную реформу через высшее руководство страны.
Уже 27 декабря с.г. итоги Форума будут доложены Президенту РФ на совместном заседании Госсовета РФ и Комиссии при Президенте РФ по национальным проектам. Ясно, что именно эти предложения, по замыслу их авторов, должны стать механизмами реализации ежегодного послания Президента РФ, в последнем из которых «детский вопрос», вероятно, тоже не случайно, стал ключевым.
Но, говоря о необходимости эффективной государственной политики в области детства, защите прав ребёнка, Президент РФ вряд ли имел в виду жёсткую репрессивную систему в отношении большинства российских семей, способную окончательно подорвать доверие населения к властным структурам.
Напротив, по словам Президента РФ «Деятельность всех должностных лиц не должна дискредитировать государство. Их главная задача – улучшать условия жизни людей». С целью укрепления диалога власти и общества Президент предложил расширять практику проведения общественных слушаний, вынося на суд народа наиболее важные проекты.
А это значит, что если родительские, православные и иные общественные организации соберутся на собственный Форум, где заявят о своей непримиримой позиции по вопросу ювенальной системы и доведут до сведения властей истинное отношение гражданского общества к предлагаемой «модернизации семейной политики», у них есть шанс быть услышанными.
Ольга Леткова, директор Общественного Центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности
В Москве организуется Всероссийский Родительский Форум. Он состоится 22 декабря в киноконцертном зале «Пушкинский» с 9-30 до 14-30.