На фото – президент РСПП Шохин А.Н.
РСПП «дарит» нам 60-часовую рабочую неделю
Леонид Рудницкий
Предприниматели из Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), более известного широкой общественности под названием «профсоюз олигархов», считают, что прав у работников слишком много.
Поэтому Комитет по рынку труда РСПП, возглавляемый небезызвестным Михаилом Прохоровым, подготовил проект поправок к Трудовому кодексу, которые должны «восстановить справедливость», сообщает газета «Коммерсантъ», располагающая копией документа. В частности, РСППовцы предлагают законодательно закрепить возможность введения с согласия работника 60-часовой рабочей недели. Сейчас, напомним, закон ограничивает продолжительность трудовой недели 40 часами.
Трудно себе вообразить ситуацию, в которой находящийся в здравом уме работник согласился бы, чтобы его рабочий день длился не 8, а 12 часов (именно такая цифра получается, если разделить 60 часов на 5 дней). Столько, кажется, рабочий день тянулся до 1917 года, но всем известно, чем это закончилось.
И всё же – давайте представим себе распорядок дня человека, работающего по 12 часов в сутки и живущего в Москве. Итак, подъём – в 6:30 утра, выход из дома – в 7:30, дорога до работы – полтора часа (если на общественном транспорте, или на своём, но с пробками), начало работы – в 9, окончание – в 21 час (к 12 рабочим часам плюсуем часовой обеденный перерыв), дорога домой займет те же самые полтора часа. В 22:30 можно переобуться в тапочки и поужинать, но засыпать сразу после ужина нельзя, поэтому отбой будет в 00 часов, а в 6.30 следующего дня – уже подъём. Суровая картина.
Кто может на это согласиться? Только тот, кто гонится за дополнительным заработком. Или же тот, кого вынудит к этому администрация под угрозой увольнения. И тот, и другой будут недосыпать каждый день по полтора часа и копить хроническую усталость, что вредно скажется на здоровье. А если наложить на это планируемое увеличение пенсионного возраста и возможность удлинения рабочего дня без дополнительной оплаты, получается совсем безотрадно.
К этому стоит добавить, что и другие (причём все без исключения) поправки в законодательство по труду, предлагаемые «профсоюзом олигархов», ухудшают положение работников. Возьмём, например, срочные контракты для выпускников или пенсионеров. Первых можно будет увольнять, если они не проявят ожидаемой от них расторопности, а вторых – при отсутствии сговорчивости. Работодателям вообще очень нравится эта форма – срочный контракт. Человек по такой бумаге работает от года до пяти лет (чаще всего будет год), а потом – продление или «свобода». Надо ли говорить, что для продления каждому придётся лезть из шкуры вон?
А сейчас, к великому огорчению РСППовцев, совсем не то. Основной формой найма в России, по данным, приводимым ими, остаётся бессрочный договор: в 2000 году – 76,8%, в 2007 году – 81%, а срочный – 12 и 10% соответственно.
Следующая поправка – сократить срок обязательного предупреждения перед увольнением до месяца. Раньше такое можно было бы посчитать мелочью, но только не теперь. Если у человека – кредит или, не к ночи будь сказано, такой его вид, как ипотека – что он станет делать в этом случае? За месяц найти новую работу он не успеет. Начнутся напряги с банковскими выколачивателями долгов и т.п. В итоге многим придётся распроститься с невыплаченными квартирами. Представляют ли работодатели, на что обрекают своего некогда любимого работника? И всё ради того, чтобы выкроить себе немножко мелочи.
Далее речь идёт об обучении. Работодатели считают чрезмерную грамотность работников излишней роскошью. В том смысле, что если он захочет самостоятельно куда-нибудь поступить, то нечего ему время сдачи экзаменов оплачивать. Пусть берёт отпуск за свой счёт и сдаёт. Они согласны платить только тем, кого будут посылать на учёбу сами, но такую ситуацию при избытке квалифицированных кадров на рынке труда представить весьма сложно. Более того, нам почему-то кажется, что и не направят они никого.
Предполагается также, что работодатель сможет менять трудовой договор в одностороннем порядке не только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, что прописано в действующем ТК, но и «по причинам экономического характера». Т.е. подписывали работник и работодатель одну бумагу, а через некоторое время работник обнаружит, что бумага без его ведома стала совсем другой, но силы при этом не утратила. Какой смысл тогда в подобных цидулинах? Работодатель мог бы штамповать их и сам.
Чувствуя чрезмерную крутость поправок, исполнительный вице-президент РСПП Фёдор Прокопов заявил, что РСПП готов искать компромиссные формулировки с партнёрами. «Многие предложения уже были обнародованы нами в документах весеннего съезда. Мы не собираемся преследовать односторонние цели», – заявил он.
Сразу же возникает вопрос: а зачем вообще искать компромиссы? РСПП – он кто такой? Общественная организация, никакими властными полномочиями не наделённая. По юридическому статусу вроде бы равна какому-нибудь обществу любителей аквариумных рыбок. Ан нет, даёт рекомендации властям. А значит, имеет на эти власти рычаги воздействия.
Пока текст поправок в Федерацию независимых профсоюзов (ФНПР) не поступал, поэтому там от комментариев отказались. «Изменения должны быть обсуждены и одобрены в трёхстороннем порядке», – заявил глава ФНПР Михаил Шмаков. В Минздраве изданию также не удалось получить комментарий, однако уже известно о схожей инициативе чиновников изменить Трудовой кодекс в части урезания «избыточных» социальных гарантий работникам вредных производств в обмен на улучшение условий труда.
И это настораживает. Велика вероятность того, что Минздрав и Роструд подключатся к корректировке Трудового кодекса в своих целях. РСПП может получить мощную поддержку с их стороны, и тогда на стороне работников останутся только профсоюзы. Силы станут неравными, особенно, если учесть, что профсоюзы не обладают такими финансовыми и лоббистскими возможностями, как РСПП.
В РСПП разъяснили идею о 60-часовой рабочей неделе
Предложение комитета по рынку труда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) о 60-часовой рабочей неделе было неправильно истолковано. Такое заявление сделал заместитель председателя РСПП Фёдор Прокопов, передаёт РИА Новости. По словам Прокопова, в РСПП вовсе не предлагали увеличить продолжительность рабочей недели. Идея Союза заключалась в том, чтобы позволить человеку работать у одного работодателя 60 часов в неделю, из которых 20 часов – по совместительству… Президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров отметил, что «и сейчас ТК не мешает работодателю с согласия работника загрузить его 60 часов в неделю…»