Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Западный мир – это банка с пауками

9 722
Недавно журналист известного украинского издания «Обозреватель» Игорь Лесев взял у меня интервью на различные, отвлечённые политическо-демагогические темы. Кому интересно почитать – привожу нашу беседу без всяких сокращений...

 

Мир катится в тартарары или же его ждёт что-то оптимистическое? О современных геополитических процессах в мире, перспективах планетарного развития, и, конечно же, об Украине, нам рассказал эксцентричный российский писатель и политтехнолог Алексей Кунгуров.

– Алексей, кто сегодня в мире остаётся основными геополитическими игроками? Кто к ним приближается или, напротив, отдаляется?

– Терпеть не могу слово «геополитика», это слово-амёба, которое ничего не выражает, потому что выражать может всё, что угодно. Есть глобальная экономика, есть несколько глобальных экономических центров, например, Гонконг или Сингапур. Но кто осмелится говорить о геополитических амбициях Сингапура? А Гонконг вообще как бы часть Китая, однако, в качестве международного финансового центра обладает значительным экономическим суверенитетом и колоссальным влиянием.

Нет критериев, по которым можно было бы сказать, что РФ – это субъект большой политики, а Израиль – объект. Сдаётся мне, что роль Израиля в мировом раскладе будет значительнее, чем у путинской «энергетической сверхдержавы», которую правильнее будет назвать экспортно-сырьевой. Кстати, если уж речь о сырье, то пусть РФ экспортирует и больше нефти, чем Саудовская Аравия, но саудиты через ОПЕК могут широко манипулировать ценами на нефть, а Москва не может. Но та же Саудовская Аравия, по сути, сателлит США, то есть самостоятельных действий на внешней арене ждать от неё не стоит.

Власти США гипотетически могут проводить политику в интересах своей страны, но там ситуация довольно интересная – собственно госвласть там импотентна, всем заправляют крупнейшие корпорации, которые формируют штат Белого дома, Сенат, Конгресс. Вот и получается так, что кучка сверхолигархов с лондонской, кипрской и гонконгской «пропиской», собираются на частном круизном лайнере где-нибудь в Средиземном море, большие дяди решают вопросы в неформальной обстановке, после чего уполномоченная «шестёрка» этого собрания приходит на виллу госсекретаря США и говорит: Иран пока не мочим, а с Сирией поскорее кончаем, но руками турок и палестинских наёмников. Другая «шестёрка» едет в Брюссель и говорит кому надо, что Грецию пока сливать не надо, а вот Испанию можно и приопустить.

– Ну, это уже какая-то теория заговора. Есть же устоявшиеся центры принятия решений…

– Нет, это давно сложившаяся практика. Например, ни один здравомыслящий человек не осмелится утверждать, что, например, Госдума РФ – это центр принятия решений, орган, устанавливающий законы, действующие в стране. Какой это к чёрту законодательный орган, если на заседания думы депутаты не ходят, а во время голосований по рядам бегают назначенные «дежурные» по фракции с карточками для голосования отсутствующих депутатов и лихорадочно голосуют по выданным им шпаргалкам? Реально законодательной работой занимаются никому не ведомые клерки в администрации президента, министерствах и ведомствах, а заказчиком законов выступают чиновники или олигархи. Госдума – всего лишь декорация.

То же самое и в прочих «демократических странах», отличия в нюансах.

– То есть там тоже заправляют чиновники и олигархи?

– Центр принятия решений – устаревшее понятие, сейчас доминирует сетевой принцип принятия решений. Это, как в крупной корпорации, где ни у кого нет контрольного пакета, а структура владения акциями вообще не известна, потому что состоит из 20-30 ступеней, когда одни фонды владеют акциями других фондов, а те находятся в доверительном управлении у третьих, акционеры которого владеют пятыми и десятыми, которые и являются учредителями фондов первого уровня через аффилированны оффшорные структуры. То есть совершенно нереально выявить и персонифицировать источник политической воли.

– Выходит, Белый дом не является источником политической воли в мировом масштабе?

– В лучшем случае Белый дом – это филиал Уолл-стрит. Конкретный пример теневой власти – ФРС США. Никто не в состоянии назвать конечных бенефициаров этой системы. ФРС никому официально не подотчётна. На слушаниях в Конгрессе во время расследования причин кризиса 2008 г. Бернанки предельно нагло отбрил всех «законодателей», которые начали задавать всякие вопросы типа «А почему Федрезерв оказала финансовой помощи на полтриллиона долларов иностранным банкам не то что без согласия парламента, а, даже не уведомив его?»

Он ответил, что да, закон запрещает тратить деньги налогоплательщиков без одобрения парламента, однако парламент принял закон, согласно которого ФРС может делать всё, что пожелает, а стало быть, сами конгрессмены и совершили антиконституционный акт. Федрезерв же действовал в рамках этого закона. И все охренели, но сделать ничего не смогли, потому что большинство конгрессменов – ставленники корпораций, которые так или иначе связаны с ФРС. И тем, кто продолжил докапываться до банкиров, просто объяснили, что они кусают длань кормящую. Правдокопательский порыв народных избранников тут же иссяк. Вот пример коропоратократии, когда избирают депутатов избиратели, а ЦУ им дают спонсоры. Президент точно так же накрепко повязан обязательствами перед своими спонсорами.

То же самое в Европе. Есть старейший в Европе Парламент в Лондоне, а есть Сити, где сидят те, кто решает, кто будет в этом парламенте заседать. А с некоторых пор Сити в значительной степени переместился в Гонконг. Но кто посмеет сказать, что Китай определяет состав британского парламента? Судьбу Греции решает некое анонимное совещание кредиторов. Так кто же делает мировую политику? Брюсель ни хрена не решает даже внутри ЕС, американская администрация пляшет под дудку коропоратократии, Обама вынужден отрабатывать денежки спонсоров, принимая решения прямо противоположные своим предвыборным обещаниям.

Но в массовом сознании до сих пор живут некие штампы времён холодной войны, когда некие «геополитические полюса» борются за доминирование над планетой. Ничего этого давно уже нет.

– Геополитика изучает в комплексе три фактора – политичекий авторитет, военную мощь и экономический потенциал, а тот же Сингапур – это всего лишь «перевалочный» финансовый центр.

– В Средневековье был похожий «перевалочный центр» – Венеция – малюсенькое островное государство с малюсеньким населением, не обладающее ни военной мощью, ни какими-то природными ресурсами или промышленностью. Однако именно в Венеции была фантастическая по плотности концентрация капитала, поэтому венецианские олигархи не только манипулировали европейскими монархами, ходившими у них в должниках, но и при необходимости нанимали целые армии и флоты, которые отстаивали интересы капитала, финансировали войны и захватнические экспедиции.

Что касается классической геополитики образца первой половины XX века, то это оккультное учение о том, что обладание некоей территорией даёт власть над миром. Значительное место в этом учении, например, отводилось Тибету, как некоему пупу Земли. Та ещё наука… Гитлеру она не помогла.

– Сегодня только одна супердержава – США? Китай можно уже сейчас назвать суперстраной?

– Есть такое понятие, как суверенная власть. Китай – действительно суверенная страна, насколько это сегодня возможно. Китайцы могут, грубо говоря, купить 50 американских конгрессменов, получив в Вашингтоне мощное прокитайское лобби. США в отношении Китая этого сделать не в состоянии просто потому, что Всекитайское собрание народных представителей там чисто декоративный орган, вроде советского Верховного совета. Китай может не то что опустить доллар, он может его просто уничтожить (хотя, это совсем не в интересах Китая, по крайней мере, сегодня), а США уже который год упрашивают Китай немного приподнять заниженный курс юаня, но в Пекине их вежливо посылают нах. Так что сравнивать Китай и США именно как государственные образования, в некоторых аспектах просто некорректно. США – это трещащее по всем швам государство, государство-импотент, которым манипулирует кучка богатеев. Китай – крепнущее государство, ядерная и космическая держава, крупнейшая производящая экономика мира. Да, у США есть десяток авианосцев, которые могут превратить в руины государство размером с Пакистан, но тот же Пакистан крепко дружит с Китаем, и это гарантия того, что янки никогда не прилетят туда на Б-52 сеять напалмовые зёрна демократии.

– Борьба за вступление в Таможенный союз Украины – это политическая война между Украиной и Западом?

– Хосспади, что такое Запад? Понятие «Запад», «свободный мир» ушли в прошлое с окончанием Холодной войны. Сегодня, например, идёт ожесточенная холодная война Америки против Европы, о чём Оланд, Меркель и другие влиятельные политики говорят совершенно открыто. А уж Обама так публично опускает Европу, что прям уши заворачиваются. Запада давно уже нет, и никогда не будет. Западный мир – это банка с пауками.

Что касается Украины, то это страна, тяжко больная шизофренией. Одна половина сознания кричит «Мы – европейская страна, наша цель – интеграция в ЕС», другая половина при этом вопрошает: «А что мы будем кушать?» Экономически Украина Европе нужна исключительно как рынок сбыта, то есть как придаток, ресурс. Внешние рынки украинских товаров только на востоке, например, через кооперацию с РФ в аэрокосмической сфере. Я очень сомневаюсь, что Харьковский авиазавод можно хоть каким-то боком интегрировать в производственную цепочку Эйрбаса. Да и запорожские авиадвигатели абсолютно точно европейцам не нужны. В РФ же, Казахстане, Туркмении мощные турбины востребованы не только в авиастроении, но и в строительстве газопроводов.

Это всего один пример, но весьма показательный. То есть экономически для Украины выбор в пользу интеграции на восток – единственно возможный, но политически это неприемлемо. Спрашивается, нахрена надо было ломиться из СССР, чтобы теперь идти к Москве с поклоном и удовлетворяться положением экономического партнёра на вторых ролях? Это означает крах самостийнического проекта. А кто готов это открыто признать? Поэтому Украина обречена плясать туда-сюда-обратно, пытаясь угодить и вашим, и нашим. Это тупиковый путь, но другого уже нет.

– Будущее Европы: они и дальше будут под Штатами, или смогут выйти как отдельный субъект мировой политики?

– Европа трещит по швам. ЕС – линялая декорация, за которой всё рушится и разлагается. Однако большинство ни в России, ни, тем более, на Украине понятия не имеют о реалиях жизни в Европе. Сравнение по уровню зарплат ничего не показывает, потому что колоссальные различия и в ценах, и в структуре расходов домохозяйств. Из Франции люди бегут, и куда – В Россию! Много шума наделала эмиграция Депардье, но на самом деле немало французов уже свалили, особенно массовый выезд наблюдается в Китай, уезжают не только в франкоговорящую Бельгию, но и в Латинскую Америку, в Австралию.

В РФ возвращаются в основном, конечно, наши, те, кто сбежал ещё из совка, но показательно то, что с собой они привозят и французскую родню. Потому что жизнь во Франции жутко дорогая, а криминал настолько распоясался, что выйти вечером из дома обычному гражданину смертельно опасно. Во Францию ломятся арабы и негры, а средний класс массово, именно массово делает оттуда ноги. В Германии чуть получше, но только пока. В странах второго эшелона – испаниях-грециях-португалиях вообще жопа – массовая безработица, десятки тысяч семей элементарно не в состоянии прокормить своих детей, за бесплатными продуктовыми наборами выстраивается очередь. Парадокс в том, что безработный и бомж в Западной Европе лучше социально защищены, чем те, кто их содержит. Чудовищное извращение!

Будущего у Европы в нынешнем виде просто нет, ни хорошего, ни плохого. У Европы нет никакой идеи, на основании которой это будущее можно хотя бы попытаться построить. Единственная жизнеспособная модель – это четвёртый рейх под эгидой Германии (и под их экономическим диктатом), но эту конструкцию не позволяют осуществить в первую очередь США и Великобритания. ЕС сегодня – это СССР образца 1990 г., с той лишь разницей, что разваливаться и деградировать он может медленно. Но может и быстро, в случае какого-нибудь крупного внешнего катаклизма.

Пожалуй, единственное, что ещё как-то скрепляет Запад – НАТО, но там заправляют янки, то есть по сути это инструмент защиты американских экономических интересов. Да, Франция, участвовавшая в агрессии против Ливии, получила контроль за частью нефтегазового комплекса этой страны, но вопрос в том, сможет ли она этот контроль удержать? В любом случае, решение внутренних проблем с помощью маленькой победоносной войнушки сегодня точно не работает.

Так что резюмирую – Европа неостановимо катится в пропасть, и ЕС, как фактор большой политики, рассматривать нельзя. Европейское влияние (не ЕС, а отдельных стран) базируется на инерции, и распространятся только на слабые страны периферии – ту же Украину.

– Давайте поговорим об амбициях Китая.

– Что такое Китай, нам (и мне в том числе) понять довольно сложно. Мы меряем их своим аршином, а китайская цивилизация принципиально иная. Важно то, что они не видят смысла тупо копировать всё европейское, приобщаться к «общечеловеческим ценностям». Да, они строят небоскрёбы и носят галстуки. И только-то. Но они сохранили собственное мировоззрение, понятие о собственном пути развития. На этом базируется их суверенитет. Ни у России, ни, тем более, у Украины сегодня нет понимания собственного пути развития, поэтому мы обречены быть чьим-то вассалом, придатком, следовать в чьём-то кильватере. Китайцы идут своим путём. Они очень терпеливы, не склонны спешить, решать споры с позиции силы. Пекин не будет провозглашать цель, вроде коммунистической революции во всём мире или «догнать и перегнать Америку». Нет, они будут всем улыбаться и гнуть свою линию.

В сознании китайцев есть убеждённость, что мир верится вокруг них, и так было всегда. Мы для них – варвары, обитатели периферии, окружающей Поднебесную империю. Свою страну китайцы считают центром мира, себя – древнейшим цивилизованным народом. То, что в XIX-XX веках китайцы претерпели унижения от белых людей, с их точки зрения всего лишь мимолётный эпизод их великой 5-тысячелетней истории. Вы считаете иначе? Хм, им это фиолетово. У Китая нет внешних конкурентов, опасность для него представляют только внутренние проблемы. Причём к внутренним проблемам я склонен относить и вопрос Тайваня.

– Мусульманский мир несёт угрозу Западу?

Мусульманский мир – это ещё более глупый штамп, нежели «Запад». Нет, и никогда не было единого мусульманского мира, даже арабский мир никогда не был сколь-нибудь значимым субъектом мировой политики. Единственная резонансная акция в которой консолидировано сыграли страны Ближнего Востока, которая до сих пор вспоминается – нефтяное эмбарго 1973 г. против Европы и США.

Для Европы мусульмане представляют примерно такую же угрозу, как трупные черви для покойника. По мере разложения старой Европы, эти черви будут её утилизировать. Но причина не в червях, а в самой Европе. Для Америки страны Ислама даже гипотетически не несут никакой угрозы. Если Саудовская Аравия откажется продавать нефть Америке, так это будет катастрофой для саудитов, а не для Америки.

Конечно, масса идиотов верит в то, что коварный Бен Ладен взорвал в Нью-Йорке два небоскрёба, что существует некий страшный и ужасный исламский терроризм, но вот ведь какая загадка: в США после 9.11 не было ни одного мусульманского теракта (и до того, кстати, тоже), в то время как американцы раскатали в хлам мусульманский Афганистан, мусульманский Ирак, мусульманскую Ливию, а теперь прессуют исламский Иран. Между прочим, в США более полутора миллионов мусульман (сами они говорят о 7 миллионах приверженцев Мухаммеда, но это врут, конечно). И что? Даже с евреями в Америке мусульмане уживаются вполне мирно – не взрывают синагоги, не мстят за Палестину, убивая детишек в еврейских школах. Мусульманская угроза – не более чем пропагандистский миф. Это американцы несут угрозу странам Ислама, но никак не наоборот.

– Какие геополитические перспективы у России в текущем году?

– Я довольно скептически отношусь к перспективам России в нынешнем её формате. Это как безнадёжно больной человек, которого напичкали сильнодействующими стимуляторами, сделали кучу пластических операций, приодели в приличный костюм, сфотографировали и обильно отфотошопили. Делать диагноз по такой фотографии – глупо, только рентгеновский снимок скажет правду, но его никто не видит. В 2013 г. РФ сможет прекрасно продержаться на нефтедолларовом допинге. И в 2014 тоже сможет, и в 2015, если ничего страшного не произойдёт.

Но у России, как и у Украины, нет национальной идеи – той самой захватывающей мечты о будущем, на базе которой строится государственность. Ну, продали 500 миллионов тонн нефти, что-то разворовали, что-то кинули быдлу на прожор. Показали по телеящику Олимпстрой в Сочи и спуск на воду АПЛ (при этом три списали, но о том пропаганда умалчивает). Складывается впечатление, что всё хорошо, а дальше будет ещё лучше.

Однако поддержание этого картонного благополучия требует всё больше и больше нефтедолларового стимулятора. В начале 2000-х бешеный рост экономики происходил при цене барреля в 30 баксов, сегодня долговременное падение цен на углеводороды до 60 долларов за бочку будет означать крах госбюджета и коллапс экономики. Когда произойдёт обвал – вопрос времени. Поэтому наша элита живёт одним днём: год протянули – и ладно, авось и 13-й проскочим.

– Вы большой оптимист, поэтому давайте завершим беседу вашим оптимистическим прогнозом по ближайшему геополитическому будущему Украины.

– Глобально для Украины ничего не поменяется в наступившем году. Предпосылок не видно. Разве что в Верховной Раде клоуны начнут чаще устраивать представления с мордобоем, да активистки Фемен будут сиськами трясти в более удалённых от дома местах. Недавно вот в Риме засветились. А так всё будет потихоньку идти своим чередом в никуда. Хотя идти в никуда можно не спеша и с комфортом.

Источник

 

Поделиться: