Эти «борцы с тиранией», после мягчайшего приговора «во глубине сибирских руд» никогда не появлявшиеся, жившие очень неплохо по тогдашним сибирским понятиям, хотели убежать в США. Для начала. А какой должна была быть конечная точка их побега? Вы уже догадались, куда они бежали на самом деле? В Англию. Чтобы сразу снять все обвинения в том, что я «за уши притягиваю» англичан ко всему на свете, скажу:
1. Данная информация опубликована на сайте Би-Би-Си.
2. Её автором является писатель и историк Яков Гордин. С которым я беседовал в эфире радио «Свобода». И который активно пытался опровергнуть мой тезис, что за странным восстанием декабристов (впрочем, как и всех наших «борцов за свободу») стояли интересы Великобритании в ослаблении и устранении конкурента – Российской империи.
Якова Гордина очень любят «свободные» англосаксонские СМИ: радио «Свобода» приглашает на эфир, где я должен был быть «гарниром к основному блюду» (Ссылка). Теперь вот Би-Би-Си берёт интервью. Тем ценнее такое свидетельство.
Сосланные в Сибирь декабристы намеревались бежать с каторги через океан к американским берегам, утверждают некоторые историки, другие пока подвергают эту гипотезу сомнениям. 185 лет назад, 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге произошло восстание декабристов, которое в тот же день и было подавлено. Пятерых его участников казнили и более сотни человек отправили на каторгу в Сибирь.
Казалось бы, о судьбах декабристов известно всё. Но о том, что они планировали побег из Сибири, известно почему-то немногим. Историк, литератор и главный редактор издательства журнала «Звезда» Яков Гордин уверен, что декабристы могли стоить такие планы.
«Декабристы вообще вели себя в Сибири крайне активно. И представление о том, что после отправления в Сибирь энергия этих людей закончилась, абсолютно неверно», – заявил в интервью Би-би-си Яков Гордин. Историк, ссылаясь на воспоминания декабристов, утверждает, что многие из них нередко задумывались о побеге.
Сам побег был намечен на лето 1828 года, то есть, спустя два с половиной года после восстания. Согласно планам, декабристы, среди которых были боевые офицеры, прошедшие войну с Наполеоном, могли разоружить караул, который в то время состоял из не слишком боеспособных солдат.
Затем надо было захватить оружие, собрать побольше провианта и соорудить большие лодки. На этих лодках можно было сплавиться по притокам Амура, а потом и по самой реке Амур до Тихого океана. В районе острова Сахалин в первой половине XIX века нередко встречались американские суда, заходившие к российским берегам на промысел. Об этом прекрасно знали морские офицеры, которых было несколько среди декабристов.
Американская революция, деятельность Вашингтона и Франклина, американская конституция играли немалую роль в политических теориях декабристов, – подчёркивает Яков Гордин. – А после Америки они могли перебраться и в Англию, которая уже тогда была прибежищем политэмигрантов». Ссылка
Далее Гордин пишет ещё очень важные вещи! Сам того не понимая.
«Главное, что нужно было для успешного побега из Сибири – деньги, большие деньги. Несмотря на строгий надзор за государственными преступниками, несмотря на тайную слежку даже за их родными, деньги нашлись. Декабристы были связаны со своими родственниками, а это были знатные, богатые, влиятельные люди, которые сумели переправить им в Сибирь довольно значительные суммы», – утверждает Гордин, ссылаясь на архивные документы. Ссылка
Ох, уж эти наши революционеры! Всегда у них были богатые родственники. Вот, например, мама Ленина, на свою пенсию содержала самого Ильича, жившего за границей, его сестру Марию Ильиничну, учившуюся в Брюссельском университете. За границей жила и старшая сестра Ленина Анна Ильинична, самостоятельного заработка не имевшая. А ведь в России на маменькином хребте сидел ещё сын Дмитрий Ильич, студент университета. Он тоже немного поборолся с проклятым царским режимом, поэтому из-за ареста и последовавшими за этим неприятностями, учился в университете города Юрьева (Тарту) дольше положенного. «Вечный» студент окончил его в возрасте 27 (!) лет, и только в следующем году, впервые в жизни начал самостоятельно зарабатывать.
Поэтому байки о богатых родственниках нужно воспринимать очень и очень скептически. У одного «борца за свободу», у двух, у пяти – это и вправду могло быть. Но чтобы так везло ВСЕМ революционерам, на протяжении столетия? Не будем наивными.
P.S. Вопросу, КТО оплачивает наших революционеров, полностью посвящена моя книга «Кто финансирует развал России? От декабристов до моджахедов».
Кто финансирует развал России. От декабристов до моджахедов
Эта книга для тех, кому не нравится Российская власть. Для тех, кто мечтает сместить в России «кровавый», «прогнивший», «самодержавный», «отсталый», «диктаторский», «гэбистский», «недемократический» и ещё «какой угодно» режим. Эта книга для патриотов России, желающих больше никогда не допустить развала страны, отпадения территорий, уничтожения наших вооружённых сил, хаоса, гражданской войны, потери суверенитета и катастрофического падения жизненного уровня.
Эта книга для интересующихся истоками и корнями трёх русских революций. Любителям конспирологических схем и поклонникам теории заговора читать её не рекомендуется. Потому что на этих страницах можно найти только факты. Подрывная работа против Российской государственности ведётся уже около 200 лет. Все без исключения «освободительные» движения на территории России финансировались и пестовались иностранными спецслужбами. Прочитав данную книгу, вы узнаете:
- Кто финансировал всех наших борцов за свободу?
- Кто помогал писать им удивительно похожие друг на друга программные документы?
- В контакте с какими спецслужбами находился Владимир Ильич Ленин?
- И многие другие подробности жизни наших революционеров…
Глава первая. Кто кормил наших революционеров?
Есть в мире множество профессий. Можно выучиться на токаря, можно на слесаря. Если пойти в институт – можно стать инженером и финансистом, геологом или строителем мостов. В медицинском ВУЗе вас научат лечить людей и спасать жизни, в педагогическом объяснят, как воспитывать и развивать детей. Но есть в мире одна профессия, которой не учат нигде. Нет её в списках ни в одной академии, ни в одном университете. Не помогут освоить это ремесло даже в Академии наук и в заочной аспирантуре. Нигде ей не учат, а люди, вполне её освоившие, и даже в жизни успешно применившие, знакомы каждому из нас. Любой назовёт одного-двух представителей данной профессии. Некоторые смогут назвать целые династии, где семьи целиком отдали себя столь важному и нужному делу. Что же это за чудесная профессия?
Профессиональный революционер – называется она.
Интересно! Ведь не зовём же мы токаря – профессиональным токарем, потому что любому понятно, что, если человек так называется, то токарь и есть его профессия. С революционерами всё по-другому, и носят они гордую приставку «профессиональные», чтобы никто не сомневался, какому роду деятельности отдают они себя без остатка. На каком поприще зарабатывают себе и своим близким хлеб насущный. И кивают люди, услышав это волшебное словосочетание: всё понятно, профессиональные революционеры на жизнь революцией и зарабатывают. А мы на уловку эту не поддадимся, да и спросим невзначай: А откуда берут деньги господа профессиональные революционеры? За что, и главное, от кого получают они свои зарплаты?
Самый известный профессиональный революционер это, конечно, Ленин. Всю свою жизнь он провёл в неравной борьбе с царским самодержавием, победил в ней и построил совершенно новое пролетарское государство. Раньше это его детище называли прогрессивным и передовым, сейчас оценки поменялись. Но нас в деятельности Владимира Ильича интересует совсем другие детали. Чисто экономические.
На какие же деньги жил пролетарский вождь за границей?
В зависимости от отношения историка к самому Ленину, различается и объяснение. Деньги присылала мама – говорят нам авторы, наполненные к Ильичу любовью и симпатией. Откуда брала средства нигде не работающая вдова, авторы советского периода не очень любили распространяться. Между тем, Мария Александровна Ульянова имела всего два источника дохода. В деревне Кокушкино и на хуторе близ села Алакаевка под Самарой находилась принадлежавшая ей земля, которая сдавалась в аренду. Участки не маленькие, но и не бескрайние гектары чернозёма. На хуторе, к примеру – 83,5 десятины.
Помимо этого, мать Ленина получала пенсию за покойного мужа. Ежемесячные сто рублей были по тем временам неплохими деньгами. Но любой взрослый и здравомыслящий человек прекрасно понимает, что на пенсию по потере кормильца и арендную плату за небольшой участок земли, престарелая мать не может содержать своих пятерых детей, живущих к тому же за границей!
Ведь не один Володя из дружной семьи Ульяновых полюбил житие за пределами отчизны. Его сестра Мария Ильинична, закончив в 1895 году гимназию в Москве, и поучившись на Высших женских курсах, решила продолжить образование. Понятное дело, родные учебные заведения ей не подходили, поэтому в 1898-99 годах она стала учиться в Брюссельском университете. Кто оплатил проживание и обучение? Партия – ответят историки, – ведь и сестра Ленина была профессиональным революционером. Верно, была. Но только с 1899 года, это прямо написано в её биографии. А учёбу в предыдущем 1898 году кто финансировал? Брат Владимир? А кто давал деньги ему? Опять мама?
За границей жила и старшая сестра Ленина Анна Ильинична: в 1897 году, а затем с 1900-го по 1902 год. Самостоятельного заработка у неё вплоть до 1903 года не было...
А ведь в России на маменькином хребте сидел ещё сын – Дмитрий Ильич, студент университета. Он тоже немного поборолся с проклятым царским режимом, поэтому из-за ареста и последовавшими за этим неприятностями, учился в университете города Юрьева (Тарту) дольше положенного. «Вечный» студент окончил его в 1901 году в возрасте 27(!) лет, и только в следующем 1902 году впервые в жизни начал самостоятельно зарабатывать. Как же он жил до этого? Милая добрая мама оплачивала всё и всем? Ох, и огромные были пенсии у вдов работников народного образования в Российской империи! Может, и не надо было его в таком случае свергать, этот проклятый царский режим...
Шутки в сторону. Присылаемые Володеньке материнские деньги не могут быть основной статьёй доходов будущего главы Советского государства. Ну не платят, и не платили столько пенсионерам никогда ни в одной стране мира! Даже сегодняшние благополучные американские и европейские бабушки не смогут содержать взрослого сына, безвылазно живущего в чужой и более дорогой стране.
Когда мы анализируем жизнь революционеров за рубежом, надо помнить, что вся эта беспокойная братия, по сути, нигде не работает и ничего не производит. А живёт в самых дорогих местах Европы, кушает, пьёт и во что-то одевается. И так в течение многих и многих лет! Всё это долгое время посвящают они тщательной проработке тех теорий, что в 1917-м году разнесут Россию в клочья. Неужели у каждого Красина, Зиновьева, Бухарина и Троцкого на далёкой Родине была припасена милая мамочка с громадной пенсией, позволявшей ей финансировать беспутных неработающих дитять? Ведь революционеров были сотни, но никто из них не умер от голода, и нет в их мемуарах душещипательных сюжетов о жизни под парижскими мостами и брюссельскими заборами. Значит, деньги у них откуда-то появлялись.
Достаточно просто почитать ленинские письма и миф о маме-спонсоре растает без следа.
«Хорошо бы было, если бы она (сестра Мария Ильинична. – Н.С.) приехала во торой половине здешнего октября: мы бы тогда прокатились вместе в Италию... Я буду на три дня в Брюсселе, а потом вернусь сюда и думал бы катнуть в Италию? Почему бы и Мите (брат Дмитрий Ильич. – Н.С.) не приехать сюда? Надо же и ему отдохнуть... Если бы затруднились из-за денег, то надо взять из тех, которые лежат на книжке у Ани (сестра Анна Ильинична. – Н.С.). Я теперь надеюсь заработать много…»
Из этого текста этого ленинского письма, отправленного маме 30 сентября 1908 года из Женевы, становится понятно, что она миллионером отнюдь не была. И заботливый сын и брат, собирается расходы своим родственникам компенсировать. Каким же образом будущий вождь мирового пролетариата сам заработает много денег?
А средств действительно надо немало. Ведь практически всю Европу исколесил Владимир Ильич за время своей многолетней эмиграции! И продолжалась эта эпопея не год и не два, а с небольшими перерывами с 1900 по 1917-й год! К тому же и ездил он совсем не один. Очень часто на его любезные приглашения родственники откликались. Например, в конце июля 1909 года Ленин, его сестра Мария, жена Надежда и тёща Елизавета Васильевна Крупская едут в пансионат в местечке Бонбон под Парижем. Отрадно, что Владимир Ильич был в хороших отношениях со своей второй мамой. Только непонятно, кто же оплатил лечение дружной семьи, во время их шестинедельного(!) пребывания в пансионате?
А ведь тёща будущего пролетарского вождя не просто приезжала погостить к зятю и дочери. Она жила с ними за границей постоянно! В Женеве, в Лондоне, в Париже и Кракове делила Елизавета Васильевна Крупская «горький» эмигрантский хлеб с четой Ульяновых. Помогала по хозяйству. А чтобы не сильно уставала, ей наняли помощницу. «Наконец мы наняли прислугу, девочку лет 15, за 21/2 р. в месяц + сапоги, придёт во вторник, следовательно, нашему самостоятельному хозяйству конец…» – пишет в своём письме 9 октября 1898 года Надежда Константиновна Крупская. Так ленинская тёща и кочевала по Европе следом за дочкой и зятем, пока и не умерла на чужой земле в 1915 году в возрасте 73 лет.
Кто же оплачивал и тёщу, и девочку помощницу, и визиты родственников? Неужели снова мама Ильича? Или всё же он сам?
Легальных способов заработка у него было всего два: перевод каких-либо книг и написание собственных работ. Вы когда-нибудь слышали о великом переводчике Ульянове? О его знаменитых переводах каких-либо книг или стихов? Нет. А книги самого Владимира Ильича читали? Самая знаменитая его работа, написанная в эмиграции до Первой мировой войны, «Материализм и эмпириокритицизм». Уже из названия самому неискушённому в ленинских жизненных перипетиях станет понятно, что бестселлером с миллионными тиражами такая глубоко философская работа стать не может. Аналогично – когда Ильич переводил с немецкого на русский язык труды Энгельса или Каутского, золотой дождь просто не мог на него обрушиться. Чтобы свободно жить на гонорары и приглашать в Италию братьев и сестёр, надо писать не марксистские опусы, а детективы или любовную лирику. Но как мы знаем, Ленин себя на такие пустяки не разменивал. Следовательно, и оплата его писательского труда в издательстве товарищества братьев Гранат, где он планировал свой «критицизм» выпустить, заоблачными быть не могла.
Более того, из другого ленинского письма написанного 27 октября 1908 года сестре Анне, мы можем узнать, что Владимира Ильича размер гонорара за книгу вообще не интересует! Он так и пишет: «Имей в виду, что я теперь не гонюсь за гонорарами, т.е. согласен пойти и на уступки (какие угодно) и на отсрочку платежа до получения дохода от книги – одним словом, издателю никаких рисков не будет…»
Так за какую работу Ленин собирается получать много денег, если эта работа не написание его весьма скучных и специфических книг? Доходы любого человека, выплачиваемые ему в виде оплаты за его деятельность или услуги, являются финансовой оценкой общественной значимости этого индивидуума. Высока зарплата – значит человек ценный и нужный. У Ленина с финансами тоже всё хорошо, значит – он востребован и оценён. Только кем?
Ленин страдал от нехватки денег – скажут его историки. Да, были в его жизни не самые финансово удачные периоды. Однако нам важен не скрупулёзный подсчёт его ежедневных денежных трат, а сам стиль ленинской жизни. Это привычки и повадки богатого человека. В конце 1908 года чета Ульяновых переезжает из Женевы в Париж. 19-го декабря 1908 года в почтовый ящик падает очередное письмо Владимира Ильича к сестре Анне: «Мы едем сейчас из гостиницы на свою новую квартиру: Mr. Oulianoff. Rue Beaunier, 24. Paris (ХIV-me). Нашли очень хорошую квартиру, шикарную и дорогую…»
Квартира и впрямь отличная – четыре комнаты, чуланы, водопровод и газ, что для начала ХХ века довольно редкое явление. В Париже Ильич проживёт целых четыре года, и всегда будет снимать жильё очень хорошего качества.
Кто же так сильно любил и ценил Владимира Ильича, что выплачивал ему столь солидное содержание? На этот вопрос ответ не дан до сих пор...
Ленин имел возможность жить на широкую ногу, копейку не считая. Вот ещё один весьма примечательный факт. Крупская страдала болезнью щитовидной железы, момент её обострения пришёлся на время, когда чета Ульяновых жила в австрийском Кракове. Местная медицина кажется Ленину недостаточно современной, поэтому он везёт Наденьку на операцию в Швейцарию, после чего супруги возвращаются обратно. Дорожные расходы, стоимость операции, расходы на восстановительное лечение, на отдельную палату. Кто из вас дорогие читатели, вот так запросто, может отвести свою жену оперироваться в Цюрих или Женеву?
А в европейских столицах ведь жил отнюдь не один Владимир Ильич. Возьмём наугад несколько революционных биографий, копнём жизнеописание деятелей известных и почти забытых, меньшевиков, большевиков или эсеров. Везде мы увидим одну и ту же картину: борцы за народное счастье привольно кушают западноевропейские хлеба на неизвестные денежные средства.
Начнём с ленинцев. Будущий ленинский нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский очень любил учиться. Поэтому в 1895-98 гг. в Швейцарии, Франции, Италии слушал курсы философии и естествознания, изучал труды Маркса и Энгельса. Начитавшись и наслушавшись, поехал делиться знаниями в Россию. Там был арестован. Далее суд, ссылка. В 1904 году уехал за границу, чтобы лишь в мае 1917 года вернуться на Родину пассажиром второго «пломбированного» поезда. Давала ли ему деньги мама или кто-то другой – неизвестно.
Нарком труда, коллега Луначарского по первому советскому правительству, Александр Гаврилович Шляпников, в 1908 выехал за границу «для связи с заграничным ЦК РСДРП». В Женеве он знакомится с Лениным. Это неудивительно, на Родине вождь русского пролетариата почти не бывал, потому знакомиться с ним приходилось в Швейцарии. За рубежом Шляпникову понравилось, а домой ехать совсем не хотелось. Поэтому, он поочередно(!) вступил во французскую и германскую Социал-демократические партии, что заняло у него целых шесть лет. В Россию прибыл только в 1914 году, чтобы через пять месяцев снова отбыть в эмиграцию.
История жизни самого главного троцкиста – Льва Давыдовича Бронштейна – тоже не является исключением. Убежав в 1902 году из ссылки за границу с фальшивым паспортом на фамилию Троцкий, он оставил эту фамилию себе в качестве псевдонима. Вволю погуляв по европейским столицам, Лев Давыдович в 1905 году возвращается домой. Готовится революция, и её кто-то должен направлять. С первого раза взорвать Россию не получилось. Поэтому, в феврале 1907 года он опять отправился в эмиграцию. Чтобы вернуться в Россию весной 1917-го, в итоге просидев в эмиграции около 13 лет.
Не бедствовали за границей и лидеры меньшевиков. Юлий Осипович Мартов (Цеденбаум) уехал туда после ссылки в 1900 году. Ненадолго появившись на Родине в период первой русской революции, он снова отбыл в Европу весной 1906 года, чтобы вернуться в Россию также в «пломбированном» вагоне в мае 1917 года. Несложно посчитать, что отсутствовал этот «борец за народное счастье» в России почти 17 лет.
Однако рекордсменами по части жизни за рубежом были другие лидеры меньшевиков. Один из старейших борцов с самодержавием Павел Борисович Аксельрод эмигрировал ещё осенью 1874 года. Неуютно чувствуют себя революционеры в России. Не в царской, а вообще. Поэтому Павел Борисович только дважды появится здесь: сначала в 1878-1879 гг. и уедет обратно в любимый Цюрих, и потом только через 37(!) лет, в мае 1917-го, всё на том же «пломбированном» транспортном средстве…