И в Америке любят «барашка в бумажке»
Автор – Юрий Скиданов
Америка сильно коррумпирована, не удивляйтесь...
Всем прогрессивным людям известно, что США – совершенное государство практически во всём – от миролюбивой внешней политики до соблюдения прав человека в Гуантанамо. И госслужащие в этой благословенной рыночно-либеральной демократии не могут вымогать взятки по определению, в отличие от погрязшей в коррупции России. Оказывается, всё не совсем так.
С начала 2013 года, по данным американских правоохранительных органов, под следствием оказалось свыше тысячи сотрудников и руководителей федеральных, штатных и городских ведомств. Спектр преступлений весьма широк: незаконное оформление документов для получения вида на жительство в США, «крышевание» преступных организаций, исключение из базы данных криминальных эпизодов биографии, незаконная, без экзаменов и соответствующих процедур, выдача различных сертификатов и лицензий.
Какие же преступления наиболее типичны? Не удивляйтесь, взятка. И как ни странно, одно из ведущих мест по взяткоёмкости занимает служба, аналогичная нашей разрешительной системе в ГАИ-ГИБДД, которая занимается выдачей водительских прав. Так, 38-летний Мишель Карбаджал, работающий в Департаменте транспортных средств в Калифорнии, получил в июле этого года четыре года тюрьмы за продажу драйвер-лайсенсов (водительских прав). Он подделывал результаты тестов и экзаменов, фальсифицируя данные в компьютере. За 14 незаконных водительских лицензий Карбаджал получил 23 700 долларов, около 1800 долларов в среднем за единицу. Недорого, московские гаишники берут, по слухам, до трёх тысяч долларов за водительские права без экзаменов и хлопот.
Другой, типично американский вид преступления – торговля базами данных для коммерческих целей. В Южной Каролине работник Департамента здравоохранения и социальных услуг скопировал в свой электронный почтовый ящик личные данные 228 тысяч получателей социальных льгот с тем, чтобы продать их заказчику – крупной коммерческой фирме. Идёт следствие и по делу Патриции Фонтейн из Пенсильвании, которая оформляла незаконные налоговые возвраты себе и своему любовнику, а также умудрилась шантажировать налогоплательщиков, угрожая поставить против их фамилии особый знак, гарантирующий повышенное внимание налоговых органов в виде частых проверок.
А Рита Крандвелл, руководитель финансовой службы города Диксон (штат Иллинойс), украла из бюджета 30 миллионов долларов. В компании финансовых комбинаторов она организовала схему, по которой безнаказанно уводила общественные деньги в течение семи лет.
У американских полицейских – свои излюбленные коррупционные темы. Прежде всего, наркотики. Фредрик Слайс, калифорнийский полицейский, попытался создать сеть по торговле марихуаной. Он намеревался с помощью полицейских возможностей избавляться от конкурентов из преступного мира, присваивая их наркотики и снова пуская в продажу. Не получилось: ФБР арестовало Слайса и двух его подельников-уголовников в самом начале славных дел. В Северной Каролине возбуждено уголовное дело против сержанта полиции Кевина Оуэнса с 22-летним стажем службы. За это время он умудрился нарушить 259 федеральных законов, создав разветвлённую систему по незаконному распространению сильнодействующих лекарств.
В целом, ни одно крупное ведомство США не осталось без внимания правоохранительных органов и спецслужб в течение первых четырёх месяцев 2013 года, везде выявлены случаи мелкой и крупной коррупции. Под суд попали даже сотрудники Департамента сельского хозяйства США, которые занимались махинациями с талонами на питание.
В США бороться с коррупцией трудно. Отчасти потому, что господствующая идеология потребления не содержит соответствующих моральных табу: если есть возможность украсть с минимумом рисков быть пойманным, американец, не задумываясь, сделает это. Но есть и другие причины. В стране отсутствует ведомство, призванное координировать борьбу с мздоимцами на федеральном уровне, занимаясь исключительно преступлениями госслужащих.
Сами же чиновники проявляют недюжинную корпоративную солидарность, будучи заподозренными в незаконной деятельности по принципу «рука руку моет». Пример – трогательное братство между полицейскими и пожарными Нью-Йорка. Полицейский никогда не выпишет штраф за нарушение правил дорожного движения огнеборцу, а пожарный никогда не накажет копа за пренебрежение противопожарными инструкциями. И такие традиции в большинстве министерств, департаментов и ведомств Америки.
Коррупцию взращивает и абсолютно неудовлетворительный кадровый отбор на госслужбу: любой человек с американским паспортом и свободной от криминальных эпизодов биографией может устроиться в ту или иную правительственную или штатную структуру, получив доступ к секретным или конфиденциальным данным.
Разумеется, речь идёт о сотрудниках низшего, среднего и, в редких случаях, высшего звена.
Информация о злоупотреблениях и коррупции в высших эшелонах власти тщательно оберегается под предлогом возможности нанести ущерб интересам США, в случае их обнародования. Однако время от времени внутренние интриги в правящей верхушке выталкивают в прессу порции скандальных фактов о взятках за продвижение по службе или откатах за выгодные подряды, как было, к примеру с бывшим вице-президентом США Чейни, которого обвиняли в лоббировании интересов не чужой ему нефтяной компании в Ираке.
Сходные претензии высказывались и в адрес президента Буша-младшего, который, развязав агрессию против Ирака, не забыл о родной нефтяной фирме Халлибертон из Техаса, получившей лицензию на добычу и продажу иракской нефти. Тут уж речь не столько о миллиардах, а о десятках тысяч жизней американцев и иракцев… Тут никакое ФБР не поможет.
Неуловимые евроворы
Автор – Антон Невзлин
Коррупция в европейских структурах достигла небывалых масштабов. Если раньше годовой объём хищений из европейских фондов составлял сотни миллионов евро, то теперь, по оценкам чиновников, он исчисляется миллиардами.
Эффективность распределения многомиллиардных европейских фондов давно вызывает нарекания со стороны экспертов. Ежегодно антикоррупционное агентство Евросоюза OLAF публикует длинные списки сомнительных проектов, реализация которых не принесла никакой пользы ни обществу, ни экономике. В тени громких скандалов о бессмысленных тратах европейских средств остаётся информация о менее заметных преступных схемах, включая прямые хищения, истинные масштабы которых до сих пор остаются загадкой. В течение прошлых лет, по оценкам экспертов OLAF, они достигали около половины миллиарда евро ежегодно.
В свою очередь, глава Генерального директората юстиции в структуре Европейской комиссии Франсуаза Ле Бай (Françoise Le Bail) уверена, что теперь уровень хищений исчисляется миллиардами евро. «У нас есть все основания полагать, что речь идёт не о миллионах, а о миллиардах евро», – заявила высокопоставленный чиновник, выступая в Европарламенте. Оценить истинные масштабы коррупции, по словам Ле Бай, крайне сложно, так как следы преступных схем нередко теряются там, где начинается область компетенции национальных властей.
То, что преступления на уровне европейских фондов практически не расследуются, признал и глава OLAF Джованни Кесслер (Giovanni Kessler), выступавший вместе с Ле Бай перед депутатами. «Преступления, которые совершаются в одно и то же время в разных странах, включая коррупцию и мошенничество, зачастую даже не попадают в поле зрение органов правопорядка, которые рассматривают подобные преступления лишь в рамках национальной компетенции», – заявил глава OLAF, призвав заняться борьбой с коррупцией на общеевропейском уровне, в том числе, создав бюро по расследованию таких преступлений.
Предложение агентства было раскритиковано депутатами Европарламента из Румынии. Отметим, что Румыния является одной из тех стран, где реализация европейских проектов вызывает больше всего вопросов.
От коррупции страны ЕС ежегодно теряют 323 млрд. евро.
Согласно докладу, настоящая стоимость ущерба, который наносит коррупция странам ЕС, значительно превышает цифру в 100 млрд. евро, которая называлась ранее. Исследование выявило взаимосвязь между уровнем коррупции и бюджетным дефицитом в странах ЕС, особенно в Греции и Италии. Уровень коррупции рассчитывали, взяв за точку отсчёта Данию, как наименее коррумпированную страну ЕС.
Наибольшей, по выводам экспертов, коррупция оказалась в Словакии, Румынии, Италии, Латвии, Венгрии и Греции. Будучи давними членами ЕС, Испания, Греция и Италия продемонстрировали чёткий регресс индекса коррумпированности.
«Действительно европеизация помогает управлению? Ситуация в Италии и Греции за последние годы очень ухудшилась. Поэтому представляется, что это не помогло им улучшить управление», – сказала эксперт школы управления Херти Алина Мунгиу-Пиппиди. Она также добавила, что это «лишь верхушка айсберга. Мы получим ещё большие цифры. Это – только начало», – сказала эксперт.
«Результаты скандальные, поскольку цифры более высокие, чем считалось ранее», – сказал немецкий евродепутат Йенс Гайер, который входит в бюджетный комитет. Подсчитанная стоимость коррупции, указанная в отчёте, составляет почти одну треть предложенного ЕС бюджета на 2014-2020 годы.