Новости

Повесть о «Ростовском Маресьеве»

Сергей Буйло, 21 июня 2013 Просмотров: 13656

Повесть о «Ростовском Маресьеве»

Русские люди во время тяжких испытаний Войны совершили тысячи подвигов

Настоящие героические подвиги во время Войны совершали тысячи русских людей. Но большинство из них почти совсем неизвестно, потому что для пропаганды было достаточно одного… Сохраним же светлую память о них в наших сердцах...

 

Повесть о «Ростовском Маресьеве»

Автор – Сергей Буйло

Во время Великой Отечественной войны ростовчанин лётчик-истребитель полковник Александр Грисенко повторил подвиг Алексея Маресьева, ставшего широкоизвестным, благодаря «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Подвиг же Александра Ивановича Грисенко менее известен, и я давно считал своим долгом хотя бы кратко рассказать об основных моментах его далеко не ординарной жизни.

…Проведённая в начале июня 1941 года внеплановая проверка установила, что все самолёты 2-го истребительного авиаполка полковника А.И. Грисенко без приказа вышестоящего командования вооружены полным боекомплектом. Полк имел на вооружении 57 самолётов И-16, И-153 и был самым боеспособным из четырёх истребительных авиаполков, действовавших на киевском направлении. Началось расследование, и Грисенко за самовольное приведение своего полка в полную боевую готовность грозило суровое (вплоть до военного трибунала) взыскание.

Однако наказать полковника не успели: началась Великая Отечественная война. На рассвете 22 июня 1941 года немецкая авиация внезапно атаковала наши аэродромы и уничтожила прямо на земле сотни не успевших взлететь советских самолётов. В отличие от многих других подразделений, лётчики полковника Грисенко не дали застать себя врасплох, сами атаковали немецкие бомбардировщики и за весь первый день войны не имели боевых потерь от налётов вражеской авиации. Так для полковника Грисенко началась уже третья по счёту война…

Родился Александр Грисенко в 1904 году в городе Ростове-на-Дону. Шестнадцатилетним юношей вступил в комсомол и добровольцем ушёл в Красную Армию. Воевал в Крыму и на Украине. После окончания Гражданской войны вернулся в родной Ростов. Обладая недюжинными организаторскими способностями и врождённым актёрским талантом, вместе с Мануэлем Большинцовым создал в Ростове комсомольский общественный театр, а затем и первую в России негосударственную комсомольскую киностудию «Ювкинокомсомол». (На этой киностудии Большинцов снял свой первый полнометражный (2289 метров аж в 7 частях!) художественный приключенческий фильм «Приказ №…» о подвигах молодых ростовских подпольщиков.

Главного героя (политкомиссара Зорина) в этом фильме сыграл Александр Грисенко. Фильм вышел на экраны в последний день 1926 года и с успехом прошёл по всей стране, а М.В. Большинцов впоследствии стал известным советским кинодраматургом и режиссёром, лауреатом Сталинской премии 1941 года. Сценарист фильмов «Ювкинокомсомола» Михаил Блейман впоследствии тоже стал известным кинематографистом – одним из создателей культового фильма «Подвиг разведчика». Последними фильмами М.Ю. Блеймана были «Путь в Сатурн» и «Конец Сатурна».

 …Наступил 1932 год. К этому времени Александр уже переехал в Ленинград к Большинцову и приступил к работе помощником режиссёра на «Ленфильме». К сожалению, кинематографическому таланту Грисенко не суждено было раскрыться до конца: из запаса его вновь призывают в кадровую армию. Здесь он снова круто меняет свою жизнь. Стране не хватает лётчиков, и в 29-летнем возрасте он поступает в лётное училище, становится лётчиком-истребителем.

В 1938 году для Александра Грисенко началась вторая война: он едет лётчиком-добровольцем в Китай сражаться против японских захватчиков. В Китае доброволец Грисенко участвует в десятках воздушных боёв и лично сбивает четыре японских боевых самолёта. Боевые успехи «китайского добровольца» Грисенко и его товарищей подробно описаны в книге известного журналиста, а затем и политического обозревателя Юрия Жукова «Крылья Китая. Записки военного лётчика». Эта книга вышла в свет в 1940 году и была написана Жуковым на основе воспоминаний Грисенко, которому для сохранения секретности был присвоен псевдоним вымышленного китайского лётчика, некоего капитана Ван Си.

За образцовое выполнение задания Родины в небе Китая А.И. Грисенко Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1938 года был награждён орденом боевого Красного Знамени и в чине полковника направлен командиром полка в Особый Киевский военный округ. Головокружительная карьера: за шесть лет с 1932 по 1938 год (из которых три года был курсантом авиашколы!) стать полковником, командиром авиационного полка! Сказать кому – поверят с трудом. Для этого надо было быть действительно талантливейшим лётчиком! Но четыре шпалы в петлицах на фото после возвращения из Китая говорят сами за себя!

Третья война для А.И. Грисенко началась на рассвете 22 июня 1941 года. Полк под его командованием выдержал первые, самые страшные удары немецких войск, остался боеспособным и мужественно сражался в начальный, самый тяжёлый для нашей страны период войны. Почти за год непрерывных боёв, с 22 июня 1941 года по 8 августа 1942 года, полк под руководством Грисенко сбил в воздушных боях более 100 самолётов, уничтожил до 10 тысяч солдат и офицеров противника. Успешно организуя боевую работу полка, Грисенко и сам лично сбил два Ме-109 и два Ю-88.

Летом 1942 года развернулись тяжёлые кровопролитные бои на подступах к Сталинграду. Противник бросил в бой свои лучшие силы. Под Сталинград были направлены новейшие образцы немецких самолётов под управлением лучших асов 4-го воздушного флота барона фон Рихтгофена. 8 августа 1942 года в бою с несколькими немецкими асами самолёт А.И. Грисенко был сбит, а сам он получил тяжёлые ранения и потерял левую ногу. Более полугода Грисенко провёл в свердловском госпитале, где перенёс несколько сложных операций. Он научился ходить на протезе и, несмотря на инвалидность, добился в виде исключения возвращения в действующую армию.

Истребительная авиадивизия, которой теперь командовал А.И. Грисенко, вместе с дивизией А.И. Покрышкина входила в гвардейский авиакорпус генерал-лейтенанта А.В. Утина, участвовавший в основных сражениях на направлениях главных ударов наших войск. Дивизия Грисенко и её командир воевали отлично. И это притом, что Грисенко с протезом вместо ноги летал на американском истребителе «Аэрокобра», который, в отличие от наших истребителей, имел ножные тормоза и был очень строг в управлении при посадке!

Войну Александр Иванович закончил в Вене, затем командовал гвардейской истребительной авиадивизией в Заполярье, а с 1946 года – Чугуевским (Харьковским) высшим военным авиационным училищем лётчиков. Его воспитанник тех лет Георгий Добровольский стал лётчиком-космонавтом, командиром космического корабля «Союз-11» и первой в мире орбитальной станции «Салют».

В 1948 году судьба приготовила для Грисенко новое испытание: во время сильного землетрясения в Средней Азии он попал под развалины, получил серьёзные травмы и был вынужден покинуть военную службу. Демобилизовавшись, Грисенко теперь уже окончательно вернулся в родной Ростов.

В 1951 году ветеран войны А.И. Грисенко получил квартиру в нашем доме № 96 (теперь № 82) по улице Максима Горького, и мне довелось 15 лет прожить рядом с этим мужественным человеком. Дом был элитным и часто назывался «профессорским», так как в нём тогда проживали многие профессоры Ростовского госуниверситета и мединститута. Однако Александр Иванович не затерялся, а органично «вписался» в коллектив жильцов.

До сих пор хорошо помню доброжелательный взгляд его умных глаз, слегка подпрыгивающую походку и чисто «грисенковскую» улыбку. Нас, мальчишек пятидесятых годов, всегда поражали его военная выправка и закалка: даже в сильные морозы он обычно ходил без головного убора в лёгком пальто или даже плаще. Александр Иванович никогда не бравировал своими боевыми заслугами. Естественно, в доме знали об отдельных моментах его биографии, однако многое о фронтовых подвигах нашего отважного земляка стало известно только после его смерти. В 1966 году наша семья переехала на другую квартиру, а в 1969 году А.И. Грисенко не стало.

Жаль, что такой отважный лётчик, воевавший с первого и до последнего дня войны, так и остался в чине полковника! Ведь на войне, если талантливый лётчик сразу не погибал, он быстро продвигался по службе. Вероятно, основной причиной этого были подозрительность и недоверие тогдашнего высшего руководства ко всем побывавшим за границей лётчикам-интернационалистам.

К большому сожалению, какая-то недостойная возня вокруг воинского звания полковника А.И. Грисенко продолжилась и в наши дни! Так, с чьей-то «нелёгкой» руки, почти во всех публикациях об А.П. Маресьеве, среди повторивших его подвиг лётчиков звание Грисенко ошибочно указывается как «подполковник». И это притом, что на самом деле именно Александр Иванович Грисенко имел самое высокое звание и был единственным полковником среди лётчиков-истребителей, вернувшихся после ампутации ноги в действующую армию! Неточность в воинском звании Грисенко проникла и на телевидение, где в фильме, снятом к юбилею Маресьева воинское звание А.И. Грисенко также ошибочно указано как «подполковник». Очень жаль, что за такие «ошибки» у нас пока нет никакой ответственности!

Память об Александре Ивановиче Грисенко жива в наших сердцах. В ростовском лицее № 33 уже несколько лет работает посвящённый ему музей. Одна из улиц в Первомайском районе города Ростова-на-Дону названа его именем, а на нашем доме установлена мемориальная доска: «В этом доме с 1951 по 1969 год жил один из первых комсомольцев Ростова, гвардии полковник авиации, отважный лётчик А.И. Грисенко».

Сергей Буйло, доктор физико-математических наук, Южный федеральный университет

 


Постоянный адрес статьи - http://ru-an.info/news/2368/