Нам кажется нормальным переживать за весь мир честной: за японские землетрясения, египетские мятежи, ливийские войны, африканский неурожай фиников и прочая, прочая, прочая… С газетных полос и экранов телевизоров на нас валится поток информации и дезинформации. Многие уже не способны самостоятельно спрыгнуть с «информационной иглы». Вечером после работы никак не уснуть без просмотра вечерних телепередач, несмотря на невероятную усталость и необходимость утром быть «как штык» на работе. С утра одно из первых движений – это к сигарете и пульту телевизора (а иногда и всё сразу).
А может так и надо? А надо ли? И кому это надо? Или так: кому это выгодно? Засорять наши головы беЗконечным потоком мультимедийной шелухи, постоянно рассказывая и показывая о чём-то «за бугром». А о событиях в своей стране – это, как правило, заказная «развесистая клюква» или «чернуха», смакующая преступления, случаи бедствий или гибели своего народа, эпидемии… Или жизнь «великих людей» нашей державы депутатов, членов правительства, шоуменов и прочих люмпенов, давно превратившийся в социальных паразитов нашего общества.
Может, пора пристальнее присмотреться к событиям в своей стране? Может, пора рассекретить статистические данные, сделать их анализ и, засучив рукава, приняться за работу по благоустройству жизни своего народа и своей родины России?!
Memento mori?
Это, конечно, замечательно, что у нас в ЖЖ столько людей серьёзно сочувствуют трагедии японского народа, скорбят о потере жизней и имущества, и готовы решительно пресекать любые случаи недостаточно трепетного отношения к дальневосточному бедствию. Ещё Ф.М. Достоевский отмечал у соотечественников арийской расы эту склонность к всемирной отзывчивости. О ней же, помнится, писал впоследствии Михаил Светлов, даром, что не ариец:
- Я хату покинул,
- Пошёл воевать,
- Чтоб землю в Гренаде
- Крестьянам отдать.
- Прощайте, родные!
- Прощайте, семья!
- Гренада, Гренада,
- Гренада моя!
- Пошёл воевать,
Но я должен безо всякого стыда признаться, что сам я этой всемирной отзывчивости не разделяю, и воевать за крестьян в Гренаде не пойду. Меня в очень ограниченной степени напрягают страдания народов Африки, Азии и Латинской Америки – даже тех из них, о которых в последние три недели ежедневно рассказывает CNN.
Я могу им от всей души сочувствовать, но я не стану делать вид, что их проблемы занимают важное место в моей жизни. И на цунами в Японии я не готов реагировать так, как будто бы в нём погибли мои друзья и родственники. Для меня катастрофа в Японии — лишь часть мировой статистики.
Это, конечно, грустно, что 413 человек вчера погибли именно таким способом.
Но вот тут есть полезная статистика о том, сколько народу на свете гибнет в секунду, минуту, час и сутки.
428 жителей нашей планеты уходят из жизни каждые 4 минуты, безо всякого цунами. Безусловно, для их родных и близких это чудовищная трагедия, но если реагировать на неё столь же эмоционально попробует всё остальное человечество, то его оставшаяся жизнь превратится в нескончаемый погребальный плач.
Есть, кстати, и данные Росстата о смертности в России.
В 2010 году в стране умерли 2 030 963 человека.
В том числе 33 308 человек покончили с собой. Ещё 28 499 человек стали жертвой транспортных травм.
Всего от т.н. внешних причин (не связанных с возрастом и болезнями) в РФ в 2010 году погиб 206 331 человек. То есть за средние сутки 2010 года в России уходило из жизни 5564 человека, в том числе 565 человек ежедневно гибли от насилия или несчастных случаев. В любой день 2010 года в среднем 91 житель России кончал с собой.
Это – естественный фон нашей повседневной жизни.
Различные религиозные учения предлагают нам этот фон упромысливать, относясь к смерти (в том числе и к своей собственной) философски, как к событию естественному, неизбежному и необходимому.
Поскольку принять такой взгляд, мягко говоря, непросто, большинство современных людей предпочитает этого фона просто не замечать. Это, на мой взгляд, вполне нормальная и естественная защитная реакция психики. Но такая реакция чревата развитием несколько перекособоченного мировосприятия у отдельных представителей рода человеческого. И именно это мы наблюдали на примере вчерашнего флэшмоба солидарности с японским горем.
Назовём вещи своими именами.
Почему цунами в Японии стало вчера главным событием мировых, американских, российских новостей? Явно не из-за количества жертв. И не из-за того, что бюджету Японии нанесён ущерб в 10 миллиардов долларов. Любое падение Доу-Джонса на полпроцента наносит мировой экономике вдвое больший ущерб. В Бангладеш, Бирме и на Шри-Ланке в мае 2008 года циклон Наргис унёс 138 366 жизней и причинил разрушений на 10,2 млрд. долларов! А много ли мы о нём слышали?
Причиной повышенного внимания мировых СМИ ко вчерашнему цунами в Японии была в первую, вторую и третью очередь телегеничность и фотогеничность события. Просто в Японии хорошо развиты современные телекоммуникации – катастрофа оказалась отлично задокументирована и стала первоклассным рейтинговым зрелищем для новостных телеканалов всех стран мира. А случись новая катастрофа с сотней тысяч погибших в Бирме, Бангладеш и на Шри-Ланке, где нет корпунктов у телекомпаний и плохо развит Интернет, для остального мира она останется таким же незаметным происшествием локального масштаба, как циклон Наргис.
А людям, для которых вчерашний японский циклон стал главной катастрофой года и сильнейшим душевным переживанием, я бы посоветовал всерьёз задуматься об уровне своей психоэмоциональной зависимости от ящика и показываемой там картинки.
В повседневной окружающей нас жизни есть куда больше важных и серьёзных проблем, требующих нашего внимания, участия и душевной вовлечённости, чем стихийное бедствие в префектуре Мияги.