Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Важность и своевременность принятого Государственной Думой РФ и инициированного Вами закона «О полиции», направленного на коренное улучшение работы органов МВД, переживающих сейчас серьёзный кризис, вполне очевидны. Однако предлагаемое переименование органов правопорядка из милиции в полицию, по нашему мнению, не только не будет способствовать успешной реализации закона, но, наоборот, может иметь крайне негативные последствия в условиях существующей в стране социально-политической напряжённости, усугубленной не преодолёнными до конца последствиями экономического и финансового кризиса.
Переименование никак не будет способствовать укреплению единства и согласия в обществе и росту авторитета сотрудников внутренних дел, что может привести к существенному нивелированию самого, без сомнения, нужного закона.
Как свидетельствуют итоги его обсуждения в СМИ, в частности, в Интернете, большинство граждан РФ, поддерживая необходимость оздоровления работы органов внутренних дел, выступают против переименования милиции в полицию, рассматривая эту меру, как непродуманную, малооправданную и затратную.
Наибольшие негативные последствия такое переименование будет иметь, прежде всего, на местном уровне, в регионах находившихся под фашистской оккупацией, где слово «полицай» традиционно имеет крайне негативный смысл, ассоциируясь с предателями родины, служившими в период Великой отечественной войны в созданных фашистами на оккупированных советских территориях органах вспомогательной местной полиции. Известно, что полицаи активно участвовали в репрессивно-карательной деятельности нацистов, в борьбе с советским подпольем и партизанским движением, в установлении так называемого «нового порядка». С тех пор в народной памяти слово «полицай» прочно ассоциируется с символом врага, предателя-коллаборациониста, фашистского пособника.
Известно, что сотрудничество с оккупантами всегда и во всех странах считалось тягчайшим преступлением против собственного народа. Таким образом, все негативные исторические ассоциации, связанные со словом «полицай», неизбежно отразятся на работниках сегодняшних органов внутренних дел, в первую очередь, на сотрудниках местных РОВД и участковых милиционерах, что никак не будет способствовать укреплению их авторитета и росту доверия населения.
Чужое слово «полицай» вряд ли станет адекватной заменой своему, народному слову «милиционер». Уже одно это обстоятельство свидетельствует о нежелательности и несвоевременности подобного решения.
Переименование милиции в полицию, не имеющее с точки зрения массового общественного сознания, сколько-нибудь понятного объяснения и мотивации, но потребующее, как известно, значительных бюджетных затрат, вызовет дополнительное недовольство и напряжение в обществе накануне парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг.
Немаловажным является также то обстоятельство, что термин «милиция» служит одним из важных знаковых символов, объединяющим геополитическое пространство государств СНГ, имеющих близкие союзнические отношения или тяготеющие к РФ (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье).
Название «милиция», введённое в России более 90 лет назад вскоре после февральской революции 1917 г. вместо дискредитировавшего себя в общественном сознании слова «полиция», имело, в том числе, цель провозгласить новое республиканское начало в противовес изжившим себя монархическим структурам государственного управления, прочно вошло в наше сознание, и отказ от него будет также означать и отказ от республиканской традиции современной Российской Федерации. Поэтому апелляция к дореволюционной истории России и опыту других стран в данном вопросе является контрпродуктивной: у каждой страны своя история и свои особенности национально-государственного развития, – нет необходимости говорить насколько особа эта история и судьба у России.
Существует и ещё одно важное обстоятельство.
Намеченная в ходе проведения реформы МВД переаттестация сотрудников внутренних дел не требует переименования, которое само по себе никак не может повлиять на улучшение качественного состава органов правопорядка: недостойные работники не перестанут быть недостойными оттого, что будут называться «полицейскими» вместо «милиционеров».
При этом немалые бюджетные средства, которые, как отмечалось, потребуются на переименование в масштабах нашей большой страны, в условиях не до конца преодолённого финансового кризиса, можно будет дополнительно использовать на цели, связанные с той же реформой органов внутренних дел.
Учитывая изложенное, призываем Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, проявить сдержанный и взвешенный государственный подход, и сохранить в окончательной редакции закона за органами внутренних дел прошедшее испытание временем существующее название «милиция».
Подписи
- П.Г. Белов, д.т.н., действительный член Академии геополитических проблем.
- И.А. Баянов, Ассоциация полярников г. Москвы.
- С.И. Васильцов, д.и.н., директор «Центра исследования политической культуры России».
- В.П. Галицкий, д.ю.н., проф, действительный член Академии военных наук.
- В.И. Дашичев, д.и.н., профессор, главный научный сотрудник ОМЭПИ Института экономики РАН.
- В.К. Зиланов, проф., академик МАНЭБ, председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства РФ.
- В.И. Илюхин, д.ю.н., заслуженный юрист РФ, депутат Государственной Думы.
- С. П. Обухов, д.п.н., депутат Государственной Думы.
- А.Ю. Плотников, д.и.н., профессор.
- К.Н. Сивков, д.в.н., 1-й вице-президент Академии геополитических проблем.
- Л.И. Шершнев, президент Международного общественного фонда «Фонд национальной и международной безопасности», генерал-майор в отставке.
- И.А. Баянов, Ассоциация полярников г. Москвы.
Ещё о полиции
– А кто такие эти полицейские? – спросила Селёдочка.
– Бандиты! – с раздражением сказал Колосок. – Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских – защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне всё равно!
– Тут у вас как-то чудно! – сказал Винтик. – Зачем же вы слушаетесь полицейских и ещё этих... как вы их называете, богачей?
– Попробуй тут не послушайся, когда в их руках всё: и земля, и фабрики, и деньги, и вдобавок оружие! – Колосок пригорюнился. – Теперь вот явлюсь домой, – сказал он, – а полицейские схватят меня и посадят в кутузку. И семена отберут. Это ясно! Богачи не допустят, чтоб кто-нибудь сажал гигантские растения. Не суждено, видно, нам избавиться от нищеты!..
Николай Николаевич Носов «Незнайка на Луне»
Впервые роман-сказка «Незнайка на Луне» была опубликована в журнале «Семья и школа» в 1964-65 годах. Отдельным изданием книга вышла в издательстве «Детская литература» в 1965 году.