Таможенный союз: молчание миллиардеров
Автор – Виталий Скороходов
Не так давно журнал «Forbes» опубликовал топ-20 самых богатых украинских депутатов – депутатов Верховной Рады, первое место среди которых занял Пётр Порошенко. За год его состояние увеличилось на 60% и достигло $1,6 млрд. Но на днях его подвинул с первой ступени пьедестала новоиспечённый депутат, российский бизнесмен, ставший гражданином Украины, Вадим Новинский с состоянием в $1,9 млрд. За ними тесной группой преследования выступают другие:
- Константин Жеваго с финансовым состоянием в $1,5 млрд.,
- Сергей Тигипко – $1,2 млрд.
- Владимир Бойко – $520 млн.
- Василий Хмельницкий – $333 млн.
- Борис Колесников – $290 млн.
- Тариэл Васадзе – $204 млн.
Всего в списке наиболее богатых депутатов – 16 представителей Партии регионов, многие из которых ещё совсем недавно состояли в БЮТ, но, как только ветер поменялся и президентом стал Виктор Янукович, а Юлия Владимировна угодила в тюрьму, они, спасая свои активы, сразу же изменили политическую окраску. Глядя на состав парламента, становится понятным, почему он принимает так и такие законы. Маргиналы из «Свободы» понадобились там только для создания антуража ожесточённой политической борьбы. На самом деле, на принятие важных решений никакого влияния они не оказывают.
Кроме перечисленных депутатов, молчание по поводу евроинтеграции или вступления в ТС хранят и крупнейшие украинские олигархи. Впрочем, их личное отсутствие в Верховной Раде объясняется только тем, что они расставили своих людей во все ведущие политические силы и теперь через них могут лоббировать нужные законопроекты.
Ни пары слов из уст Рината Ахметова, поднявшегося из криминального мира на верхушку украинского бизнеса, сделавшего деньги на металлургических предприятиях, оставшихся от советского прошлого. По рейтингу журнала «Forbes», он занимает первое место среди украинских олигархов, и его состояние оценивается в $15,4 млрд. Он, пожалуй, единственный из украинских бизнесменов, кто не просто использует доставшиеся ему в наследство ресурсы, а вкладывает деньги в модернизацию своих предприятий. Однако и это не может увеличить производство металла, вследствие стагнации европейской экономики и конкуренции со стороны Китая.
Виктор Пинчук, зять бывшего президента Украины Леонида Кучмы, успешно использовавший семейные связи для своего обогащения, теперь меценатствует и организует тусовки для западных политиков, пытаясь стать своим для западного истеблишмента. На сегодня он второй в списке самых богатых укранцев – $3,8 млрд. Молчит и Игорь Коломойский, владелец ФПГ «Приват», занявший бронзовую ступеньку украинского «олигархат-олимпа», имея $2,4 млрд. Дмитрий Фирташ, в своё время торговавший яблоками на тернопольском базаре, нынче газовый и химический магнат, нажившийся на поставках газа из России, также не изъявляет желания вступить в ТС. Причём, он имеет льготные поставки газа на свои химические предприятия, но ситуация на них сложилась критическая, в связи со снижением потребности в химических удобрениях и конкуренции с Россией. Массово сокращаются рабочие на бывшем флагмане советской химической индустрии – Северодонецком «Азоте», такая же ситуация и на Ровенском «Азоте». Закрываются целые цеха и рабочие выбрасываются на улицы.
Ситуация в экономике Украины сложная. Вторая волна финансово-экономического кризиса вызвала стагнацию в еврозоне, а также конкуренция со стороны ведущих стран мира привели к тому, что украинская продукция становится невостребованной. Крупнейшие украинские олигархи уже сегодня страдают от экономических санкций Евросоюза, вступления Украины в ВТО, которое открыло наш рынок для европейских товаров, но украинская продукция второго и третьего передела не может попасть на рынок Европы, так как не отвечает евростандартам.
Украина заявила о желании пересмотреть торговые пошлины по 371 группе товаров, и в ВТО схватились за голову, так как такого прецедента в её истории ещё не было. В связи с односторонним увеличением Украиной пошлин на импортные автомобили, члены ВТО применяют к ней санкции, увеличивая пошлины на импорт немногочисленной украинской продукции. Так, Турция всего лишь на 62% подняла таможенный сбор на ввоз грецких орехов из Украины. Защитные меры принимает Россия, напоминая, что нахождение за бортом ТС приведёт к росту пошлин и ограничению украинского импорта.
И это уже не сырно-конфетные войны, это первый серьёзный удар по украинской промышленности, который некоторые записные эксперты называют «принуждением к экономическому сотрудничеству».
Ситуация в украинской экономике и финансовой сфере, скажем мягко, тревожна и без ответных или защитных «санкций». Дефицит государственного бюджета за первое полугодие 2013 года увеличился в 3 раза – до 22,5 миллиарда гривен, против показателя в 6,7 миллиарда гривен за первое полугодие 2012 года. В отдельные дни на счетах госказначейства остаётся менее 1 млн. гривен на оперативные расходы. Да у нас средний бизнесмен держит дома в наличке больше денег на карманные расходы.
На Украине за январь-июнь 2013 г. (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) уменьшен объём строительных работ на 19,2% – до 23 млрд. грн. Минуглепром Украины сообщил, что за первое полугодие 2013 года отечественными НПЗ было переработано около 1,5 млн. тонн нефти, этот показатель на 43% меньше прошлогоднего объёма. Из 7 предприятий нефтепереработки работать осталось только 2. Это привело к тому, что 18 тыс. сотрудников НПЗ были уволены, также без работы остались более 54 тыс. человек из смежных отраслей.
Украина в 2012 году продала товаров на 16 миллиардов долларов меньше, чем купила, и этот дефицит продолжает возрастать. В отличие от украинских экономистеров, великий советский экономист кот Матроскин понимал, что, для того, чтобы что-то купить, надо сначала что-то продать. К тому же, в 2013 году Украина должна выплатить 9 млрд. долларов внешнего долга и 5 млрд. внутреннего. Взять эти деньги можно только в долг у МВФ, а это означает ещё туже затянуть петлю на шее у простого украинца. МВФ, однако, не спешит давать деньги Украине, настаивая на повышении цен на газ для населения. Кабмин не идёт на эту меру, прекрасно понимая, что повышение тарифов вызовет только кризис неплатежей. Сам миф о евроассоциации – это не более чем сказка для легковерных. Такие договоры подписаны с десятками стран во всех регионах мира, и это не сделало их ближе к Европе.
Украина фактически стоит на грани технического дефолта, притом, что украинцы продолжают нести в банки свои деньги, соблазняясь высокими процентами, но эти деньги не идут на инвестиции в отечественную экономику, а выдаются в виде потребительских кредитов, тем самым стимулируя зарубежную экономику и увеличивая дефицит внешней торговли.
Правительство страны пошло на беспрецедентный шаг, протащив через парламент закон о введении векселей. Это означает, что Украина скоро вернётся в 90-е годы, когда рабочие и бюджетники месяцами не получали зарплаты, а с ними рассчитывались бартером. При этом большинство депутатов-бизнесменов голосуют за подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, включающего положения о зоне свободной торговли. Объяснить это можно только тем, что их держат на крючке вкладов, лежащих в западных банках, которые могут арестовать, как деньги Павла Лазаренко.
Впрочем, многие украинские олигархи уже подсуетились и приобрели себе предприятия либо в России, либо в Европе для диверсификации своих рисков. К примеру, Пётр Порошенко так упорно продвигает идею евроинтеграции только потому, что прикупил конфетный завод в Липецке, и теперь его карамельки свободно продаются в Российской Федерации, не облагаясь таможенными пошлинами. Единственное, чем можно объяснить стремление украинских олигархов в Евросоюз, так это их боязнью того, что более крупный российский бизнес просто поглотит их предприятия.
Как бы там ни было, но Украина сегодня находится в ситуации выбора, сложного в силу того, что он так долго откладывался, хотя был прогнозируемым. Почему-то многие эксперты это состояние ожидания называют нахождением «между молотом и наковальней». Но это положение – итог несделанного выбора, именно – быть в той группе стран, которые самостоятельно и сообща определяют стратегию своего развития, а не ждут удара молотом…
Самое же пикантное в украинской евроинтеграции состоит в том, что лозунг «Гєть від Москви!», состоящий на вооружении националистов из «Свободы» и прочих ультранационалистических организаций, полностью отражает позицию «регионалов», которые, с одной стороны, объявили марш «без фашистов в Европу», с другой – теряют на этом пути миллионы граждан страны, разрушая её экономику.
Что стоит за идеей соглашения об ассоциации Украины с ЕС
Автор – Наталия Меден
«Мы очень заинтересованы в том, чтобы осенью подписать Соглашение об ассоциации», – заявил министр иностранных дел Германии Г. Вестервелле в ходе своего визита в Киев 21 июня. Ожидается, что это соглашение может быть подписано на саммите Восточного партнёрства в Вильнюсе 28-29 ноября 2013 г.
В. Янукович поспешил заверить европейцев в том, что подписание соглашения «будет иметь существенное положительное влияние на общеевропейскую экономическую ситуацию и поможет процессу выхода Европы из кризиса». Вообще, украинская сторона всячески старается заручиться поддержкой Берлина. На заседании германо-украинской Группы высокого уровня, состоявшемся в столице ФРГ 22-23 мая 2013, украинский вице-премьер А. Викул выразил благодарность Германии за огромный вклад в развитие экономики Украины и объявил, что подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС открывает для немецкого бизнеса «невиданные возможности» (1). Неужели?
Известно, что после России и Китая Германия является важнейшим торгово-экономическим партнёром Украины (2). Если вывести за скобки офшорный Кипр, Германия – крупнейший инвестор в украинскую экономику: 7,4 из 49 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций. В двусторонней торговле Украина имеет постоянный дефицит: если доля Германии в украинском импорте 8%, то в экспорте – скромные 3% (2012). Максимальный товарооборот во взаимной торговле был достигнут в 2008 г. С тех пор поставки в Германию стагнируют на уровне 1,5 млрд. евро, а в обратном направлении – устойчиво растут, увеличившись в 2012 г. на 5,7 млрд. евро.
Германия ввозит на Украину машины и оборудование, электронику и электротехнику (больше половины экспорта), и конечно, автомобили и запчасти – 1/7 экспортного объёма. Украина в обмен поставляет сырьё, железо и сталь (около 40% её экспорта в Германию). Выходит, что Украина и без всякой либерализации торговли закупает всё больше немецких товаров, а поставлять-то ей, по сути, нечего. В такой ситуации предлагать себя на роль «спасительницы Европы» несколько самонадеянно.
Немецкий опыт говорит, что для устойчивого развития нужно развивать в первую очередь реальный сектор экономики. Собираются ли немцы помочь в этом Украине? Например, поднимать находящееся в упадке машиностроение? Прямо скажем, таких планов у немецкого бизнеса нет. В ходе упомянутого заседания Группы высокого уровня немецкая сторона в качестве перспективного направления сотрудничества предложила защиту окружающей среды и климата. Между тем, в Евросоюзе лихорадочно ищут деликатный способ отказаться от своих прежних масштабных обязательств по защите климата, ставших слишком большой нагрузкой для экономики стран ЕС. Зачем же предлагать Украине то, что не по силам Европе? Ни бизнес, ни правительство ФРГ не заинтересованы в переводе производств из Германии за рубеж.
Украину немцы считают «сложным партнёром», подчёркивая, что добились на этом рынке успехов не благодаря, а вопреки имеющимся трудностям (3). На упомянутом заседании немецкая сторона поставила Украине на вид необходимость улучшения делового и инвестиционного климата. Хочется спросить: как в таком случае немецкая сторона оценивает работу «Группы немецких советников», которая по поручению Федерального министерства экономики с 1994 г. консультирует украинское правительство? Советники не справляются или консультируемые попались твердолобые?
Сегодня, когда главные торговые партнёры Германии, каковыми являются страны ЕС, вынуждены сокращать свой импорт, для немецкой экономики рынки сбыта важны, как никогда. Однако в списке внешнеторговых партнёров Германии Украина опустилась в 2012 году на 54-е место. С учётом этих данных, заявление В. Януковича о том, что Украина поможет «процессу выхода Европы из кризиса», звучит, по меньшей мере, легковесно.
Может ли Украина предложить своим партнёрам на западе что-то новое и многообещающее?
На переговорах в Киеве обсуждались перспективы сотрудничества в газовой энергетике. С некоторых пор идут разговоры о том, что Украина будет поставлять европейцам свой сланцевый газ. Которого пока нет. Сегодня ещё никому неведомо, что будет с европейским газовым рынком к далёкому 2050 году, когда Shell посулила солидные объёмы добычи этого сырья на Украине. Немцы считают, что увеличивать объём импорта им не придётся, да и у себя дома добывать сланцевый газ они не хотят, несмотря на заманчивые перспективы, которые рисует Брюссель и заезжие гости из-за океана. Скажем, на прошлой неделе начать добычу сланцевого газа агитировал немцев глава «Дженерал Электрик» Дж. Иммельт. Однако предложенный министром экономики ФРГ Ф. Рёслером проект закона о сланцевом газе не прошёл даже в правительстве, а уж в бундесрате он был заранее обречён на провал. Зато, если Украина хочет разрабатывать свои залежи сланцевого или угольного газа, – как говорится, на здоровье. Добудет столько, чтобы продавать немцам, – наверное, те купят, если в цене сойдутся.
А пока немецкая компания RWE Supply&Trading GmbH стала продавать газ Украине. Нашли, что это выгодно: по сообщениям прессы, для Украины цена российского газа в декабре прошлого года была 430, а «немецкого» – 407 долл. за кубометр. За первые 7 месяцев от начала поставок газа из Германии (ноябрь 2012 – июнь 2013) их объём составил 420 млн. кубометров. Это крохи при годовом потреблении порядка 40 млрд. кубометров, однако Украина предпринимает колоссальные усилия по сокращению потребления, к тому же, в мае с.г. начались технические тесты по использованию в реверсном режиме трубопровода через Чехию и Словакию (переговоры со Словакией шли больше года). Главный исполнительный директор RWE Supply&Trading GmbH Ш. Юдиш говорит о намерении своей компании нарастить объём поставок на Украину до 30 млрд. кубометров в год (4). По его мнению, если газ пойдёт по трём маршрутам – через Польшу, Венгрию и Словакию, это будет технически осуществимо. В дополнение к договорённости с RWE, Украина собирается наладить реверсные поставки из Румынии.
Впрочем, европейцы мечтают обеспечить пресловутую энергонезависимость (от России, разумеется) не столько Украине, сколько себе. Отрабатывается схема превращения украинской газотранспортной сети в газохранилище для стран Центральной и Восточной Европы. Как известно, в составе ГТС Украины имеются обширные подземные хранилища, вмещающие более 30 млрд. кубометров природного газа. Наличие газохранилищ – верное средство обеспечения надёжности газоснабжения, как это подтверждает пример Германии: здесь не было перебоев с газом ни в 2009 г., когда имел место российско-украинский конфликт, ни в холодную зиму 2011/2012. А в странах Центральной и Восточной Европы таких газохранилищ нет; их строительство требует больших капитальных затрат, а эксплуатация обходится недёшево. В настоящее время Еврокомиссия добивается объединения сетей, для чего требуются колоссальные инвестиции в строительство соединительных участков, поэтому использование уже имеющихся мощностей для хранения газа, которыми располагает Украина, было бы, с точки зрения Еврокомиссии, оптимальным решением проблемы.
Однако, причём здесь Соглашение об ассоциации? Строго говоря, не при чём. И без него немецкая Ferrostahl AG модернизирует компрессорную станцию «Бар» на магистральном трубопроводе «Союз», благо Deutsche Bank уже выделил кредитную линию в размере 53,5 млн. евро (5). Эта компания готова заняться модернизацией всей газотранспортной системы Украины, было бы финансирование.
Cерьёзной экономической заинтересованности в Соглашении об ассоциации с Украиной у Европы нет, а для Украины экономические последствия либерализации торговли с ЕС более чем сомнительны. Идея этого соглашения носит сугубо политический характер. Киев с настойчивостью, достойной лучшего применения, демонстрирует приверженность «европейскому выбору». А Европа, как выразился бывший канцлер Австрии А. Гузенбауэр, хочет поставить заслон тому, чтобы Россия «прибрала Украину к рукам». Непреклонность Берлина по вопросу о вступлении Сербии в ЕС показывает, что немцы будут добиваться от партнёров по переговорам всех тех уступок, какие только сочтут нужными.
Всю историю переговоров о соглашении между ЕС и Украиной пронизывает политическая составляющая. Старт этим переговорам был дан в ходе 12-го саммита ЕС-Украина в сентябре 2008 г. «под впечатлением» (6) от российско-грузинского конфликта, когда В. Ющенко добивался от Запада согласия на срочный приём Украины в НАТО и в ЕС. Впрочем, уже тогда в Берлине (в отличие от Варшавы и Стокгольма) выражали скепсис в отношении евроатлантической интеграции Украины. Почему сейчас немцы заговорили в другом тоне?
Ответ прост: по той же причине, по какой Германия не возражает против создания трансатлантической зоны свободной торговли между ЕС и США: несмотря на серьёзный экономический риск, официальный Берлин приветствует начало переговоров по созданию «экономического НАТО». Национальные экономические интересы отодвинуты на задний план перед соображениями геополитики: объединить Запад в противостоянии Китаю. По аналогии, заключение договора об ассоциации ЕС-Украина рассматривается, как гарантия от участия Украины в любых интеграционных процессах на постсоветском пространстве.
На это указывает и последовательная цепь политических сигналов: 13 мая Дж. Керри в Вашингтоне заверяет Леонида Кожару, что Соглашение об ассоциации будет подписано «скоро»; 16 мая французский премьер-министр Ж.-М. Эро в послании своему литовскому коллеге сообщает, что «Франция заинтересована в подписании договора об ассоциации с Украиной» (7); в тот же день Еврокомиссия выдаёт рекомендацию Европейскому Совету подписать соглашение; 16 июня комиссар ЕС по расширению и политике европейского соседства Ш. Фюле заявляет, что у него «нет сомнений» в подписании соглашения на саммите в Вильнюсе.
В этих условиях только неприятие Берлином нынешнего украинского руководства может подвигнуть Германию к тому, чтобы заблокировать подписание соглашения с Евросоюзом.
Дополнительные материалы
«Как сменить один проамериканский режим на другой»
Киевский сюрприз Владимира Путина
Украина в объятиях прожорливого капитала
Демократы приговорили Украину?
Газовая запад-ня для Украины и России
Украина Западу вообще не нужна!
Украина: возможно ли спасение?
Украина на геополитическом перекрёстке
Украину умело разводят с Россией
Демократы рвут Украину на части
Сланцевые выдумки – это очередная афёра!
Навязывание гомосексуализма Украине
Виталя Кличко – политик или марионетка?
Европейский «гарбуз» для Украины
Таможенный Союз – это наша защита!
Исчезнет ли Украина, как государство?
Русь украинная в завете предков
Украину в ЕС никто не приглашает
Украина и Россия будут вместе!