Героиновое миротворчество
Автор – Николай Малишевский
Как заявил в начале апреля глава Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) В. Иванов, производство героина в Афганистане с начала операции НАТО в этой стране выросло в 40 раз. От производимого в условиях американской «Несокрушимой свободы» наркотического зелья погибли более миллиона человек. В. Иванов констатировал, что стоимость валовой продукции наркотиков в Афганистане, по самым скромным подсчётам, превышает 100 млрд. долларов, «но на самом деле сумма гораздо выше». Несколько ранее директор Информационного бюро НАТО в Москве Роберт Пшель, оправдывая действия НАТО в плане борьбы с наркоторговлей в Афганистане, говорил, что альянс, дескать, «не отвечает за проблему наркотиков – в России, Афганистане или Иране» и «за то, что в Россию попадает так много наркотиков».
Надо сказать, что предложения ОДКБ и ШОС о сотрудничестве с НАТО в борьбе с афганскими наркотиками по-прежнему остаются в силе. Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин постоянно заявляет об этом на заседаниях Совета Безопасности ООН, но интереса к этой теме со стороны альянса не наблюдается. Управление по наркотикам и преступности ООН (УНП ООН) констатирует ежегодное удвоение производства опиума в Афганистане на протяжении ряда лет (в 2012 году – рост на 133%). Согласно оценкам ООН, ежегодный оборот наркотиков в мире превышает 500-600 млрд. долларов, а торговля опиумом из Афганистана – третья в мире по прибыльности после торговли нефтью и оружием.
По мнению ряда западных экспертов, одним из крупнейших двигателей мировой наркоторговли являются спецслужбы США, а одним из важнейших источников поступления героина на рынок – оккупируемый войсками США/НАТО Афганистан. Профессор истории University of Wisconsin (Madison) Alfred McCoy напоминает, что ещё 30 лет назад и всего через 2 года после начала операции ЦРУ в Афганистане «район афгано-пакистанской границы стал самым крупным в мире производителем героина». По оценке A. McCoy, «американские официальные лица отказывались расследовать обвинения их афганских союзников в наркоторговле, поскольку политика США по наркотикам в Афганистане была подчинена интересам войны против советского влияния». В 1995 г. руководитель операций ЦРУ в Афганистане Charles Cogan признавал, что в своё время ЦРУ «пожертвовало» войной против наркотиков в интересах достижения победы в холодной войне.
Сегодня на Западе пишут о «стремительном росте» маковых плантаций при правлении талибов, но на самом деле рост начался только после оккупации Афганистана американцами. Вот данные о производства опия-сырца за период появления в Афганистане войск Западной коалиции:
2001 год – 185 тонн (при талибах)
2002 год – 2 700 тонн
2003 год – 3 400 тонн
2004 год – 4 200 тонн
2005 год – 4 100 тонн
2007 год – 8 200 тонн
2008 год – 7 700 тонн
2009 год – 6 900 тонн
2010 год – 3 600 тонн
2011 год – 5 800 тонн…
Это, скорее всего, заниженные (возможно, в 2-3 раза) цифры, поскольку, согласно данным доклада УНП ООН о посевах опийного мака в Афганистане, объёмы производства опиума в стране в официально «рекордном» 2007 году выросли почти в 100 раз. Общая площадь земель, используемых сегодня в Афганистане под посевы опийного мака, значительно превышает площади под посевами коки в Колумбии, Перу и Боливии. Чистая прибыль, получаемая организаторами этого бизнеса с одного гектара, засеянного маком, превышает 10 700 долларов, что приводит к появлению всё новых полей. Афганские наркопроизводители, по данным ООН, обеспечивают свыше 93% мировых поставок опиума.
В ходе длящейся уже 12-й год «контртеррористической операции» американцы и англичане не уничтожили в Афганистане ни одной лаборатории по производству героина. Наоборот, в течение считанных месяцев после начала операции в провинциях Нангархар, Хост, Пактия, Гильменд, Кунар, Балх, Кундуз расположились центры переработки экстрагированного опия в морфий и героин. Была развёрнута банковская сеть кредитования под будущие урожаи опийного мака, организованы промышленные поставки минеральных удобрений и прекурсоров (ингредиентов для изготовления героина) с химических заводов в Пакистане.
Говорит глава военной разведки Пакистана генерал-майор Naushad Ahmed Kayani: «Во время правления режима «Талибан» производство опия в Афганистане сначала поднялось до 4600 метрических тонн в год, но в последний период правления талибов производство опия там упало до 185 тонн – в основном за счёт контролируемой антиталибским Северным альянсом провинции Бадахшан. Талибы предприняли ряд жёстких непопулярных мер, чтобы остановить производство. Однако затем в Афганистан вошли международные силы, и уже на следующий год опиумным маком здесь было засеяно 76000 гектаров. Потом, по нашим данным, произошёл рост до 131000 гектаров».
Сегодня в Афганистане выращиванием опийного мака, переработкой и доставкой героина заняты миллионы афганцев. Годовой оборот героинового рынка составляет астрономическую для отсталой страны цифру. Особенно перспективной в смысле производства опиатов в Афганистане является зона ответственности англичан, уже не одно столетие специализирующихся на опиумных войнах…
Распространение наркотиков опийной группы и в первую очередь героина в странах Европы и Азии приводит к людским потерям, сопоставимым с потерями в ходе мировых войн. Главная опасность наркотиков, изготавливаемых на основе опиатов, заключается в быстром формировании у людей физической и психической зависимости. Группа опийных наркотиков, включающая опиум, морфий, героин, отличается наибольшим воздействием на организм человека. Опасность опийной наркомании в том, что она вызывает необратимые изменения и практически не поддаётся лечению.
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер в своё время заявлял, что уничтожение плантаций мака и борьба с наркоторговцами «не входят в задачи контингента НАТО в Афганистане», хотя уже сейчас более 35% наркорынка США занято афганским героином, а в Англии эта цифра достигает порядка 80%. Тем не менее, Вашингтон официально вычеркнул «умиротворённый» Афганистан из своего «чёрного списка» стран-производителей наркотиков: «Этого требуют национальные интересы США», – прокомментировал данное решение президент США.
Наркомафией в Афганистане с помощью их западных коллег освоен качественно новый вид спутниковой связи, обеспечивающий максимальную скрытность подготовительной части операций по переброске наркотиков через границы республик СНГ. По данным ООН, в странах Восточной Европы продолжают создаваться крупные склады, откуда героин расходится по всему континенту – в лучших традициях свободного рынка, под присмотром блюстителей демократии из США и НАТО.
Так что невидимая нарковойна идёт не только в Центральной Азии. Даже в небольшой Белоруссии, по данным Министерства здравоохранения этой республики, наркоманией больны около 55 тысяч человек. Год от года их количество растёт, наркомания молодеет. В России, по официальным данным на декабрь 2012 года, реальный вклад наркомании в уровень смертности молодёжи в возрасте от 15 до 35 лет составляет 60-70%. Война афганских душманов и их западных покровителей против населения уже не существующего СССР не прекратилась, она лишь приобрела новые формы и обогатилась новыми методами.
Афганистан как площадка для наркобизнеса
Автор – Олег Чувакин
В Афганистане снимается как минимум 80% всего мирового урожая опиумного мака. Только в 2012 году на афганских полях трудолюбивые сельчане собрали 3,7 млн. тонн сырья для изготовления героина. Основной потребитель наркотиков, поступающих из Афганистана, – Россия. Жители страны употребляют в год 70 тонн героина, а количество его потребителей достигло 1,6-1,8 млн. чел., или 1,3% населения. Ежегодно в России от наркотиков умирает до 100 тысяч человек. Полтора года назад глава Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов подытожил американскую деятельность в Афганистане: «Я назвал бы три основных итога. Первое – это феноменальный рост производства наркотиков, более чем в 40 раз, второе – это милитаризация региона… Ну и третий итог – это гуманитарная катастрофа, политическая нестабильность и расширенное воспроизводство боевиков».
Только за 2012 год, согласно данным доклада Управления ООН по наркотикам и преступности, на афганских полях было собрано 3,7 млн. тонн опиумного мака, т.е. сырья для изготовления героина. Причём в прошлом году количество выращенного мака несколько уменьшилось – нет, не из-за противодействия сил НАТО, но из-за непогоды и болезни, поразившей растения. Афганские сельчане значительно расширили площади, засеянные маком. По сравнению с 2011 годом они выросли почти на 20% (со 131 тысячи гектаров до 154 тыс. га). И теперь 80% всего мирового урожая опиумного мака снимается в Афганистане. (По оценкам, которые можно встретить в разных СМИ, даже не 80, а более 90% от мирового урожая).
Невиданным темпами развивается в Афганистане и производство конопли. По словам эксперта Агентства по контролю за наркотиками при президенте Таджикистана Юрия Чкалова, в 2012 году Афганистан стал крупнейшим в мире производителем каннабиноидных наркотиков. В свежем докладе Национальной разведки США, подписанном директором Джеймсом Р. Клэппером, говорится о том, что торговля наркотиками в Афганистане подрывает американские интересы за границей; именно она, торговля, по мнению мистера Дж. Р. Клэппера, разрушает стабильность в Западной и Северной Африке и остаётся существенным источником дохода для «Талибана» в Афганистане.
Для такого мощного, казалось бы, учреждения, как Национальная разведка США, подобное утверждение выглядит странным. Будто босс всех разведчиков Дж. Р. Клэппер и слыхом не слыхивал, что контингент ISAF в Афганистане проводит политику «макового невмешательства», позволяя местным плантаторам увеличивать «озимые» и «яровые», собирать всё больший урожай и, по сути, формировать мировой рынок опиатов.
«НАТО не отвечает за проблему наркотиков – в России, Афганистане или Иране. За это отвечают власти этих стран и соответствующие государственные структуры», – сообщил 4 февраля в Великом Новгороде директор Информационного бюро НАТО в Москве Роберт Пшель. Дискуссия прошла в рамках VIII Зимней школы CIRP на тему «Партнёрство России, ЕС и НАТО в регионе Балтийского моря: развивая стратегический подход». Пшель отметил, что «не говорит о том, что НАТО действует в этом направлении отлично». Но добавил: «Проблема существует. Но в связи с этим приходить к выводу о том, что НАТО отвечает за то, что эта проблема существует, – извините. Потому что наши молодые юноши и девушки рискуют своей жизнью за безопасность Афганистана, и нельзя понимать это так, что они отвечают за проблему наркотиков…»
Стало быть, проблема угрозы, озвученная Нацразведкой США, существует, но решать её американцы не станут. Тем более, что после вывода натовских войск, опиаты попрут в Россию. Не исключено, что ради этой благой цели американцы и закрывают глаза на производство опиатов в Афганистане. Ведь угроза – лишь тогда угроза, когда направлена против Америки. Когда против России – тот это не угроза, а благое дело.
Но и без того Россия – основной потребитель наркотиков, поступающих из Афганистана. Об этом известно из ежегодного доклада о ситуации в сфере борьбы с наркотиками в мире, опубликованном Госдепартаментом США в 2011 году. Госдеп прямо сообщал: «Россия является главным пунктом назначения потоков героина из Афганистана и важным рынком для торговцев опиумом, гашишем, марихуаной, синтетическими наркотиками и другими опасными запрещёнными веществами».
Согласно данным Управления ООН по наркотикам и связанной с ними преступностью, цитируемым в этом докладе, жители России употребляют в год 70 тонн героина, а количество его потребителей в стране достигло 1,6-1,8 миллиона человек или 1,3% населения. Причём среди них число заражённых ВИЧ достигло в некоторых регионах 61%. По сведениям Госдепартамента США, четверть афганского героина попадает в Россию через Центральную Азию. В документе подчёркивается: «Протяжённость границы между Россией и Казахстаном – 7 тысяч километров, то есть ровно в два раза больше, чем протяжённость американо-мексиканской границы. При этом граница охраняется не слишком жёстко, а граждане пограничных с Афганистаном центрально-азиатских государств пользуются правом безвизового въезда в Россию».
Основным маршрутом переправки наркотиков из стран Азии в Европу становится территория Грузии, также отмечается в докладе. В тексте говорится, что наркотики попадают в Турцию и Грецию, а далее в другие европейские страны именно через Грузию. Сказано, что грузинские власти не контролируют Абхазию и Южную Осетию – и, возможно, через эти бывшие грузинские территории и проходит транспортировка. По словам Саакашвили, наркопреступность – большая проблема в стране. Ранее в СМИ сообщалось, что порты Батуми, Поти и город Кобулети – одни из ключевых пунктов трафика афганского героина. Через Грузию в Европу и Россию проходит около семи тонн героина в год.
Председатель азербайджанской госкомиссии по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, заместитель премьер-министра Али Гасанов на последнем апрельском заседании заявил: «Территория оккупированного Арменией Нагорного Карабаха используется как неконтролируемая территория для выращивания, транзита и продажи наркотиков, транснациональной преступности». Господин Гасанов сказал, что по территории страны сейчас проходит три международных маршрута для перевозки наркотиков: 1) Афганистан – Пакистан – Иран – Азербайджан; 2) Афганистан – Иран – Азербайджан; 3) Афганистан – Средняя Азия – Азербайджан. Далее он уточнил: «Но есть ещё один маршрут: Афганистан – Иран – Нагорный Карабах, который не включён в международный. Этот маршрут не включается в отчёты ООН. В связи с этим мы уже отправляли официальные обращения в международные структуры».
Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа говорит о негативном влиянии Афганистана на Центрально-Азиатский регион. В числе прочего он отмечает: «…Афганистан для нас – зона нестабильности. Зона ведения боевых действий. Это территория размещения боевых отрядов некоторых экстремистских организаций, которые проявляют свой интерес к государствам центрально-азиатского региона. Это территория, через которую осуществляется влияние воинствующего ислама, и, конечно же, это всемирная лаборатория по производству наркотиков».
Как напомнил глава Федеральной службы РФ по наркоконтролю Виктор Иванов, с 2001 года более одного миллиона человек в мире погибло от употребления афганского героина. На недавней московской конференции, посвящённой наркоситуации в Афганистане, товарищ Иванов сказал: «За годы наступившего миллениума, с момента начала операции «Несокрушимая свобода» в 2001 году, от афганского героина в мире погибло более миллиона человек, более того, в транснациональную организованную преступность от продажи героина инвестировано более триллиона долларов». Ранее Иванов сообщал, что ежегодно в России из-за наркотиков умирает до 100 тыс. человек. В июне 2012 года он говорил, что, по последним исследованиям ФСКН, наркотики в России регулярно или эпизодически употребляют 8,5 млн. человек. Хотя бы раз в жизни наркотики пробовали 18,5 млн. российских граждан. «Предлагаю трём ключевым региональным державам – России, Ирану, Пакистану, – разработать в кратчайшие сроки совместно с Афганистаном антинаркотическую стратегию, которая позволит скоординировать общие действия и приступить к практической ликвидации планетарного наркопроизводства в Афганистане», – сказал товарищ Иванов на конференции.
Обозревал и переводил Олег Чувакин