Про шпиона Сиднея Рейли
Автор – Борис Булочников
Разведчик, как известно, романтическая профессия. Ну, там Штирлиц, Джеймс Бонд. Всякий юноша мечтает стать разведчиком. Вот я и решил опубликовать несколько не очень широко известных эпизодов из истории разных разведок. Чтобы помочь вышеуказанным юношам в выборе профессии. А не юношам будет просто интересно почитать, смею надеяться.
Историки британской разведки называют Сиднея Рейли первым британским по-настоящему профессиональным разведчиком. До этого, надо полагать, все разведчики были настоящими джентльменами, и поэтому разведка у них была чем-то вроде хобби. Обычное дело в разведке, кстати. Многие разведчики зарабатывали деньги другим способом или жили за счёт своих имений и капиталов. А разведка для них действительно была чем-то вроде хобби. Или исполнением патриотического долга. Например, классик русской литературы Тургенев. Есть сведения, что он сочетал деятельность классика с обязанностями резидента российской разведки в Европе.
А вот Рейли был профессионалом. Наверное, кормился за счёт разведки. Рейли особенно хорошо проявил себя в роли разведчика в работе против Германии в пользу Британской империи. В период Первой Мировой войны. Бюро по оказанию интеллигентных услуг очень ценило Рейли в этом качестве.
Но для этих успехов Рейли вначале надо было внедриться в германские спецслужбы. А в качестве кого мог туда внедриться британский подданный русско-еврейского происхождения? Только в качестве предателя. По-другому бы его не взяли. Попав на территорию Германии и легализовавшись в её северных судостроительных верфях в качестве иностранного специалиста, Рейли пришёл в германскую контрразведку и заявил, что он является британским шпионом и предъявил доказательства. И предложил немцам за соответствующее вознаграждение поработать на них. А для доказательства серьёзности своих намерений сдал германской контрразведке всех известных ему британских агентов, состоящих у него на контакте. Контрразведки от таких предложений обычно не отказываются. И дело пошло.
Вся сеть британской агентуры на севере Германии была провалена. Джентльменам из британского бюро по интеллигентным услугам это очень не понравилось, и они даже пару раз подослали к Рейли наёмных убийц. Но всё обошлось. С помощью германской контрразведки и ловкости самого Рейли их благополучно обезвредили. После такого предательства германская контрразведка решила, что Рейли уже некуда деться и начала ему доверять. Рейли тогда предложил ей расширить сферу своего сотрудничества и взять на себя функции порушенной британской резидентуры – начать гнать в Британию дезу под контролем германских спецслужб. Немцы выразили сомнение, что бриты поверят предателю. Но Рейли убедил их, что попытка – не пытка и стоит попробовать. Вдруг пролезет.
Немцы пожали плечами и согласились. И Рейли начал гнать в Британию информацию. Причём немецкую дезу он помечал секретным знаком, как дезу. Деза, помеченная как деза, сама по себе является ценнейшей развед. информацией. Ибо, если знать, какую дезу даёт противник, то нетрудно вычислить, что же хотят они скрыть. После Рейли настолько втёрся в доверие к немцам, что уже смог добывать и настоящую информацию. И тоже передавать её своим хозяевам из бюро по интеллигентным услугам. Уже не помечая её, как дезу. Джентльмены были очень довольны качеством поступающей от Рейли информации.
Неприятности Рейли начались, когда он ближе к концу войны вернулся в Великобританию. Джентльмены из бюро по интеллигентным услугам не поняли кульбитов Рейли и отдали его под трибунал за предательство. На трибунале Рейли объяснил джентльменам суть дела примерно так: никакой он не предатель, а эффективный специалист по интеллигентным услугам. Ну и что, что он сдал всю резидентуру в северной Германии? Чем занималась вся эта резидентура на британские деньги? Только жрали, да срали. И высасывали разведданные из базарных слухов и из своих 10 пальцев. А он показал, как надо работать в разведке. Не судить его надо, а изучать его опыт работы.
Джентльмены из бюро по интеллигентным услугам почесали репу и согласились его не судить. Но, на всякий случай, уволили его из кадров бюро по интеллигентным услугам. Понизили его статус до простого агента. Тёмная всё-таки личность этот Рейли! Не дело джентльменам связываться с подобными типами! Многочисленных британских агентов, замученных в германских застенках, джентльмены, видимо, записали на совесть самого Рейли и списали на боевые потери. Но за такую вынужденную сделку со своей джентльменской совестью, затаили на Рейли обиду. Что сказалось впоследствии трагически на его судьбе.
Когда Рейли попался в лапы ОГПУ (его заманили в Россию в ходе операции «Синдикат» проводимой против Савинковского подполья в РСФСР. И куда Рейли приехал нелегально для проверки состояния этого самого подполья), чекисты предложили англичанам обменять ихнего агента Сиднея Рейли на кого-нибудь стоящего из своих. «Сидней Рейли? Не знаем такого!» ответили джентльмены из бюро по интеллигентным услугам. (Кстати, довольно типичная реакция спецслужб на своих провалившихся агентов. У кого-то из русских писателей – кажется, у Куприна, который сам был военным – есть эпизод, в котором молодых офицеров вербуют в «охотники» – так в царской армии называли разведчиков. Так вот: там их прямо предупреждали, что Родина от них может отречься в случае провала. Если интересы Родины этого потребуют. Дескать, знать не знаем. Это какой-то провокатор! Подрывающий нерушимый союз наших государств).
Ну, нет, так нет! Решили в ОГПУ. И стали использовать Рейли для получения информации. Сначала выудили из него всё, что он согласился выдать по-хорошему. Потом в ходе всё усиливающихся допросов. А потом в ходе спецвоздействия. В которое входило использование психотропных препаратов и особо тяжёлые методы допроса. Когда чекисты убедились, что кроме того, что уже вытянули из Рейли, больше получить с него уже нечего, его ликвидировали за ненадобностью.
О пользе для карьеры близких отношений с великобританским разведчиком
Английский разведчик Сидней Рейли не был красавцем. Но была в нём какая то энергетика. Поэтому женщины к нему липли. Тем более, что он везде представлялся негоциантом из Персии. Сидней Рейли своим успехом у женщин беззастенчиво пользовался в служебных целях. Однако же, иногда внимание женщин доставляло ему немало хлопот.
Сидней Рейли по служебным делам перебрался из Москвы в Крым. Который в то время был под контролем Врангеля. Это было сделать в те времена ой как не легко! Тем более, что его искала вся ЧК ещё по делу Локарта. Однако это ему удалось. Хорошим разведчиком был Сидней Рейли! И как то раз в Крыму, когда он ехал по служебным делам в кабриолете в обществе офицеров врангелевской контрразведки, на подножку авто вспрыгнула одна возбуждённая особа и закричала: «Вот ты где, негодяй! Наконец-то я тебя нашла! Удрал, мерзавец, даже не попрощавшись! Бросил меня одну в голодной, холодной Москве! С этими ужасными большевиками! Где та вилла на южном берегу Каспийского моря, о которой ты мне столько плёл!» И разрыдалась.
Сидней Рейли, как истинный джентльмен, не мог выносить рыданий женщины. Он остановил кабриолет, успокоил женщину как мог. Прежде всего, выразив неподдельную радость от их встречи. И объяснил ей примерно следующее: «Ты же понимаешь, дорогая – война! Судьба нами играет. Но я так рад вновь обрести тебя! Вот тебе ключи от моего номера в гостинице. Иди, отдохни, приведи себя в порядок и жди меня там. Я приеду поздно, но обязательно приеду. Ты меня дождись! Там и поговорим. А сейчас господа офицеры меня торопят!»
Дама всё сделала, как он сказал. Только поздно ночью вместо любимого к ней в номер вломились вооружённые люди в форме врангелевской контрразведки.
– Вот она! Большевистская агитаторша! Господа, обыщите здесь всё очень тщательно! За этой дамочкой очень много чего числится! Долго мы за тобой гонялись...
Дама, естественно, сильно возмущалась, кричала, что она этого так не оставит! Ну и т.д. Однако вынуждена была замолчать, как только из-под её кровати извлекли несколько чемоданов, битком набитых большевистскими прокламациями. Офицер, руководивший обыском, подошёл к ней, и нагло дыша в лицо табачным дымом, ехидно спросил:
– Ну, что, товарищ? Отбегалась? От нас не уйдёшь! А где твой дружок-сообщник?
Несчастная женщина что-то лепетала, насчёт того, что знать ничего не знает ни о чемоданах, ни о дружке, но офицер её не слушал. Он коротко приказал:
– Агитаторшу в контрразведку! Там она всё расскажет! И про себя, и про других господ-товарищей! Мы умеем спрашивать!
Даму вначале поместили в одиночную камеру. Где и продержали несколько недель. Она всё время рыдала и ждала, что её будут пытать. Но её никто не пытал. О ней забыли. А потом одиночная камера понадобилась для кого-то ещё, и женщину перевели в общую. И там несчастная возлюбленная матёрого шпиона познакомилась ещё с несколькими женщинами со схожими историями. И тогда ей стало всё ясно.
Кончилась эта история, в общем-то, благополучно. Хотя дама так и не попала на виллу на южном берегу Каспия (благодатное место, этот южный Каспий, доложу я вам!), но как жертва врангелевской контрразведки, смогла устроиться в передвижной армейский театр актрисой. После того, как Красная армия освободила уцелевших узников из врангелевских застенков.
А после она перешла в театр Мейерхольда. Который как раз в это время набирал на южном фронте артистов в свою труппу. В последствии Мейерхольд взял её в Москву со своим театром. Так что, как видите, близкие отношения с иностранным шпионом могут иногда помочь устроить карьеру.