«Капитан, вы покинули корабль?!»
Автор – Кирилл Рожков
Обнародованы выдержки из переговоров капитана потерпевшего крушение итальянского лайнера с руководством порта
Итальянские журналисты обнародовали стенограмму телефонных переговоров с руководством порта капитана лайнера Costa Concordia, потерпевшего крушение в Средиземном море. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что Франческо Скеттино беззастенчиво лгал о том, что происходит на корабле.
Судно налетело на камни у острова Джильо в 21:45 по местному времени. В 00:32, когда эвакуация людей только началась, капитан уже был на берегу. Однако портовым властям, которые позвонили ему на мобильный, он не решился в этом признаться.
«Сейчас я возвращаюсь на мостик. Я был на корме, чтобы понять что происходит», – соврал Скеттино. Он сообщил, что эвакуировать осталось всего около 200-300 человек, на самом деле, на тонущем судне в этот момент находились тысячи людей. Ещё через 10 минут, по словам капитана, на лайнере осталось не больше сотни человек. «Я всё координирую», – заявил Скеттино. И вдруг добавил: «Мы не можем подняться на борт, потому что оно начало погружаться... Мы покинули корабль».
«Капитан, вы покинули корабль?!» – пришёл в ужас сотрудник береговой охраны. «Нет, нет, как можно покидать корабль», – принялся оправдываться Скеттино.
Очевидно, его собеседник понял, что капитан всё-таки смалодушничал. «Немедленно идите на носовую часть... и координируйте эвакуацию. Скажите нам, сколько на корабле детей, женщин, точное число пассажиров и сколько человек в каждой из этих категорий, – поступил в 01:46 следующий звонок. – Это приказ, сейчас командую... Вернитесь и координируйте действия. Уже есть жертвы».
«Сколько?», – поинтересовался Скеттино. «Это должны сказать мне вы, что вы хотите делать? Хотите пойти домой? Теперь возвращайтесь наверх и сообщите нам, что можно сделать, сколько человек и что им нужно», – приказал сотрудник охраны. «Хорошо, я иду», – пообещал Скеттино. Однако капитан не сдержал слово. Как сообщает РБК, примерно за четыре часа до полного окончания эвакуации он сел в такси со словами «Увезите меня отсюда как можно дальше».
В настоящий момент к поиску без вести пропавших при крушении лайнера Costa Concordia подключилась итальянская армия. Им удалось обнаружить тела ещё пяти пропавших без вести человек. Таким образом, погибшими на данный момент числятся 11 человек, пропавшими – 24. Однако некоторые итальянские СМИ утверждают, что число пропавших без вести на самом деле составляет 40 человек. По информации La Stampa, некий секретный список, который содержит именно столько имён, имеется в кризисном центре, созданнам под председательством префекта Гроссетто Джузеппе Линарди. В этой связи издание задаётся вопросами: «Почему официальные данные намного ниже? Чтобы не создавать больше паники?».
Спасательная операция то и дело прерывается из-за погодных условий. В районе проведения операции дует сильный ветер, и лайнер всё глубже уходит под воду. Существуют опасения, что корабль может затонуть полностью. Кроме того, если лайнер снова начнёт движение, риф, на который он напоролся, может пробить его топливные баки, а это приведёт к экологической катастрофе.
У спасённых пассажиров корабля после пережитого начали сдавать нервы. Так, сегодня российский пассажир с лайнера Costa Concordia набросился с кулаками на представителя круизной компании Costa Cruises, сообщает Il Messaggero. По свидетельству очевидцев, россиянин внезапно затеял драку, решив, что сотрудник Costa Cruises слишком медленно реагирует на просьбу помочь найти его сына. Представители полиции и охрана отеля остановили россиянина, а пострадавшего представителя компании направили в медпункт, где врачи зафиксировали у него повреждение плеча.
Напомним, итальянский круизный лайнер Costa Concordia в ночь на 14 января налетел на скалы у острова Джильо, примерно на полпути между Генуей и Римом. Судно получило пробоину и стало быстро тонуть. На борту находились около 3200 пассажиров и 1230 членов команды. Все россияне, путешествовавшие на лайнере, вышли после катастрофы на связь с российским консульством. Среди погибших оказались граждане Испании, Италии, Франции и Перу.
Представители судоходной компании Costa Crociere, которой принадлежит Costa Concordia, не исключают, что капитан Франко Скеттино пошёл на неоправданный риск, проведя судно всего в 150 м от берега. Прокуратура тосканской провинции Гроссетто возбудила уголовное дело по факту кораблекрушения и гибели людей.
Капитана обвиняют в непреднамеренном убийстве и нарушении правил поведения в чрезвычайной ситуации – он покинул судно до окончания эвакуации пассажиров. По прибытии на берег, Скеттино арестовали. Сам капитан уверяет, что лайнер шёл на вдвое большем расстоянии от берега, а причиной крушения стало столкновение со скалами, которые не были указаны на навигационной карте.
* * *
Сегодня в Москву прибыли первые россияне из числа находившихся в момент крушения на лайнере Costa Concordia. Они рассказали, что избежать огромного числа жертв удалось во многом благодаря нашим соотечественникам. Члены экипажа корабля первыми бросились по узким коридорам к спасательным ботам, расталкивая локтями даже маленьких детей, а итальянские спасатели больше играли на камеры.
«Мы смотрели на палубе новогоднее представление. Выступал фокусник, и в момент сильного удара все подумали, что это всего лишь заранее продуманный элемент шоу. Только после того, как увидели ужас в глазах иллюзиониста, поняли, что это не его фокусы», – рассказала Lifenews.ru Алия Кучина, которая вместе с мужем и семилетним сыном в понедельник вернулась из путешествия, едва не ставшего последним.
На палубе моментально погас свет. Тревожные системы оповещения отключились тоже. В каютах заблокировались двери. «У нас небольшая неполадка с системой освещения. Сохраняйте спокойствие», – передал 52-летний капитан Франческо Скеттино пассажирам. А экипаж, одетый в спасательные жилеты, уговаривал пассажиров вернуться в каюты, уверяя, что ничего страшного не происходит.
«Экипаж был иностранный – филиппинцы, они вообще ужасно плохо говорили по-английски, их никто не понимал. На все вопросы они отвечали только «Ok» и кивали головами. Когда началась паника, русские ребята стали раздавать всем спасательные жилеты и организованно рассаживать по шлюпкам», – вспоминает Алексей Кучин.
Максим и Олеся Беньковские, в свою очередь, говорят, что особенно их удивило, что вопреки существующим этическим нормам, одним из первых тонущее судно покинул капитан корабля. «Когда люди подбежали к спасательным шлюпкам, он уже сидел в одной из них», – отмечают супруги.
При этом, шлюпок, по словам спасшихся, хватало далеко не на всех, механизмы для спуска заржавели, а экипаж толком не знал, как ими пользоваться. Когда корабль лег на борт, сверху спустили лестницу, и началась «страшная толчея». «За эту одну лестницу боролись человек, наверное, сто пятьдесят-двести, оставшихся внизу, которых не распределили по шлюпкам. Нас постоянно оттесняли, и моя гражданская супруга Марина полезла в буквальном смысле по людям, по какой-то девочке, у которой потом она просила прощение. Но там это было нормальным явлением. Я залез на лестницу и на руке, почти как в баскетболе, подал ей сына. Она схватила его за капюшон, подняла, капюшон оторвался, но чудом ребёнок остался у неё в руках. И тогда у меня камень с души свалился. Я понял, что осталась только моя жизнь. Ну и мне пришлось применить физическую силу, чтобы влезть к своим», – рассказал «Российской газете» Дмитрий Тимми из Питера.
Пассажирка злополучного лайнера Александра Алексейчик вспоминает, что родители, спасая своих малышей, буквально забрасывали их в отплывающие боты. При этом, число погибших, по мнению спасшейся, явно преуменьшено: на самом деле их, по оценке девушки, не меньше 200. «Там была мясорубка, люди падали за борт, их засасывало и разрубало лопастями», – говорит Александра Алексейчик.
«Можете себе представить, что мы пережили в ту ночь. Паника, давка, вокруг тебя огромные стокилограммовые люди, которые, как и ты, хотят спастись, несутся к шлюпкам, а у тебя на руках – маленькая дочка. И ты не знаешь, то ли нас сейчас задавят, то ли придётся плыть в ледяной воде», – вспоминает пассажир Андрей Голота, который путешествовал по Средиземноморью с женой Анной и годовалой дочкой Настей.
Итальянские спасатели, как вспоминает Голота, появились уже только на берегу, на острове Джильо, когда опасность уже миновала. «Многие из них так картинно влетали с пледами в толпу, словно играя на камеры. Пледы-то тогда уже раздавали всем желающим совершенно спокойно. Кто-то на самом деле помогал, кто-то – явно работал для видео и фото. Штаба, где можно было бы получить какую-то информацию, тоже не было. А вот жители острова вели себя очень достойно – прямо ночью они открывали свои гостиницы, кафе: берите, что нужно, всё – бесплатно», – рассказал он «Комсомольской правде».
По словам Андрея, уже на берегу острова Джильо, они встретили одну русскую женщину. Она, рыдая, рассказала, что её муж погиб на корабле. Он – спасатель-альпинист. Когда они вместе провалились в машинное отделение, остался вытаскивать людей, потом её вынесло наверх, а его она больше не видела. «Слава богу, они потом встретились уже в Риме, мужчину, сумевшего выплыть из пробоины, подобрал катер медслужбы», – вспоминает мужчина.
Последней борт терпящего крушение лайнера, по словам российских туристов, покинула русская девушка, работающая на судне бортпроводницей. Сейчас она находится в одной из больниц – она получила рассечение лица.