Верхи не могут, низы не хотят...
Автор – Анатолий Несмеянов (Эль Мюрид)
На любом языке люди на этой картинке – незаконные вооружённые формирования. От того, что в руках у них палки, а не огнестрельное оружие, не меняется ничего.
Классическое определение революционной ситуации, когда верхи не могут управлять по-новому, а народ не хочет жить по-старому, несмотря на красивую и вроде бы логичную упаковку, на самом деле ложно. Как и любой миф. Народ никогда и нигде не хочет жить по-новому. Просто потому, что не представляет себе, а что это такое: по-новому. Народ, наоборот, всегда хочет жить в идеализированном прошлом. Когда трава была зеленее и девки толще. Что такое «новое» – для него китайская грамота. Вброшенный в украинское общество миф о евроинтеграции – это как раз проекция всех мечт, как бы жить в капитализме, но работать, как при социализме. Булгаковский тост Шарикова «Желаю, чтобы все!» – это квинтэссенция таких мечт.
У каждого – своё желание. Поэтому толпа и не может ничего созидать – она никогда не найдёт равнодействующую своих желаний. Толпа способна только на разрушение. Разрушив, толпа не может остановиться – ничего другого делать она не может. Созидать может только вооружённая консенсусной идеей организация людей.
С властью тоже всё непросто. Дело не в том, что она не может управлять по-новому или по-старому. Основные проблемы начинаются, когда она вообще не может управлять. Недееспособная или дрогнувшая власть порождает вакуум, который немедленно заполняется либо внутренними конкурентами, либо внешним проектом.
Парадокс современных России и Украины в том, что в них нет внутренних конкурентов. Все политические силы идеологически сходятся в том, что страну, которой они хотят управлять, надлежит грабить в личных и групповых интересах. Именно поэтому для России и Украины актуален вариант «цветной революции» – у контрэлит нет опоры в народе, у них есть только хозяева извне. Переговоры Тимошенко с американским послом в 2004 году, опубликованные в виде телефонных прослушек, прекрасно это иллюстрируют.
Революция – это всегда проект. Когда на смену старому идёт чётко просчитанное новое. Если «нового» нет или по нему нет согласия или понимания – о революции речь вести глупо. В лучшем случае – о бунте.
«Цветные революции» – это именно революции. Спроектированные извне и имеющие чётко просчитанную цель – приход к власти коллаборационистского режима. Который выполнит все условия в обмен на эту самую власть.
Для сегодняшней Украины есть два варианта развития ситуации. Первый – если власть упрётся и сумеет преодолеть внутренний раскол. Он, судя по всему, вполне реален – начались перебежки высших чиновников и депутатов. Если власть его преодолеет – то у «цветной революции» шансов нет, будет в лучшем случае бунт, причём вполне локальный. Никакой угрозы он не несёт. Если власть будет колебаться – вариант очередной «цветной революции» весьма реален. Просто потому, что любую слабину будут дожимать. К власти придут «оранжевые» вместо «синих».
Народ и в том, и другом случае не получит ровным счётом ничего. Его обманывают все сегодняшние элитные кланы, и все пытаются использовать население в качестве тарана. Никаких иллюзий быть не должно – если потребуется кровь – её организуют. Если можно будет обойтись без неё – обойдутся. Будут ли это «жертвы режима» или «жертвы наймитов деструктивных сил», зависит от того, кто в итоге победит. Всё остальное останется по-прежнему.
Пока в России или Украине нет силы, способной предложить проект, альтернативный нынешнему, любые социальные и политические потрясения будут идти либо как бунт, либо как «цветная революция». С соответствующими последствиями. Люди на Майданах и Болотных площадях, конечно, могут тешить себя иллюзиями про свободу, права и прочие благоглупости. Никаких возражений эти иллюзии у технологов не вызывают – скорее, наоборот. Боевикам в Сирии тоже важно ощущать себя не банальными убийцами и грабителями, а борцами за истинный ислам. Как раз создание таких иллюзий и есть важнейший элемент всех современных технологий демонтажа.
Шарик сдулся
Автор – Анатолий Несмеянов (Эль Мюрид)
По всему, революция в Киеве заканчивается. Во всяком случае, накал событий существенно ниже, чем вчера, и для того, чтобы снова запустить машину переворота, потребуются гораздо большие усилия, чем в воскресенье.
Есть два принципиальных отличия Майдана-13 от Майдана-04, которые, судя по всему, и предопределили разницу в результатах. В 2004 году у «оранжевых» была конкретная цель. Чёткая и понятная – третий тур. Никакими законными методами добиться этого решения было невозможно, оставались только незаконные. Майдан был прикрытием переговоров оппозиции с властью и инструментом давления на неё. Ничего другого от него и не требовалось (на самом деле это был хорошо организованный спектакль, который хорошо описан в статье «Как сменить один проамериканский режим на другой». – Ред.). После того, как были отменены итоги второго тура и назначен третий, он же повторный второй, «оранжевые» праздновали победу, и Майдан свою задачу выполнил. Он стал концертной площадкой и местом проведения конкурса на самую красивую мечту.
В 2013 году цели нет. Что требовать – непонятно, непонятно и от кого. Янукович сразу же обезоружил оппозицию, заявив, что евровыбор – стратегическая задача, от которой никто не отказывается, речь идёт только о коррекции сроков. Нет цели – нет вектора. Протест «за всё хорошее» вылился в протест «против всего плохого». Произошёл выпуск пара, давление неизбежно спадает. Второе отличие вытекает из первого. Нет цели – нет единства оппозиции. Боевые группировки Корчиньского и «Свободы», которые, собственно, и запустили маховик насилия в воскресенье, действовали сами по себе. Остальная оппозиция окрестила их «провокаторами». Корчиньский уже заявил, что с такой размазнёй дела иметь не желает. Тем не менее, чёткое противостояние «власть-оппозиция» неизбежно сделало всю оппозицию ответственной за происходящее.
Оппозиция, сделавшая заявку на государственный переворот, но сдрейфившая при первых признаках сопротивления, выглядит всегда жалко. Нервные крики лидеров оппозиции про «не поддаваться на провокации» автоматически означают, что ситуацией они не владеют, влияния на боевиков не имеют, и теперь все усилия будут вынуждены тратить не на борьбу с властями, а на борьбу с «провокаторами». Яценюк с утра сегодня уже заявил, что «оппозиция не имеет отношения к беспорядкам в центре Киева». Их чинили какие-то залётные марсиане.
Требование отставки правительства и импичмента Януковича выдвинуто от отчаяния просто для того, чтобы отчитаться, за какой нуждой оппозиция вывела людей на улицы. Объективно Майдан-13 не может иметь таких победных последствий, как Майдан-04. Разве что, события будут искусственно подогреты какой-то сознательной провокацией уже со стороны властей либо внешних игроков. Оппозиция утратила все возможности влиять на ситуацию, и она будет затихать. Через неделю-две всё неизбежно закончится, тем более, что на носу Новый год. Праздновать в окопах желающих не найти.
Планы и импровизации
Автор – Анатолий Несмеянов (Эль Мюрид)
Требования оппозиции и настроения улицы в Киеве претерпели трансформацию. Евроинтеграция уже звучит фоном, на первый план выдвигается требование отставки правительства и Януковича. Профильный комитет Рады уже рекомендовал парламенту рассмотреть вопрос об отставке правительства Азарова.
Проблема в том, что спонтанность происходящего вынуждает оппозицию импровизировать и, похоже, не слишком удачно. Отставка правительства – даже если и наберёт необходимое число голосов, что сомнительно – не способна привести к власти какое-то другое правительство. Набрать голоса за отставку – это одно, договориться по новому правительству – совершенно другое. Процесс может затянуться так надолго, что потеряет всякий смысл. Отставка Януковича – тем более фантастический вариант, если рассматривать его в законном поле.
Остаются незаконные методы. И здесь, безусловно, лидеры оппозиции верно ухватили суть происходящего – вывести народ на улицу «против» гораздо легче и проще, чем «за» что-то. Поэтому уличные выступления на тему «как вы все достали» могут продолжиться. Но, мы всё это уже проходили. И в России, и Украине. Как раз такой формат выступлений совершенно неопасен властям, которые спокойно выжидают, когда население сбросит пар.
Оппозиция открестилась от силовых методов захвата власти (хотя и продолжает пока пользоваться захваченными зданиями), всё остальное никаких проблем не сулит. Ввязываясь в заведомо бесперспективное противостояние, оппозиция рискует перессориться внутри себя. Неизбежно появятся соглашатели, которые за спиной соратников начнут выторговывать что-то для себя, на чём нерушимые союзы обычно и разваливаются. Запах победы мог бы сплотить – но в складывающихся условиях о победе говорить точно не приходится.
Особняком стоит вопрос о поездке Януковича в Китай и затем в Москву. Хладнокровно отказав европейцам и подвесив ситуацию с ассоциацией, он перепасовал мяч Путину. А возможно, и Си Цзиньпину. Они – и в первую очередь, Путин – не могут не воспользоваться прекрасной возможностью опередить Европу в борьбе за Украину. Значит, возможны предложения, от которых трудно отказаться. Если такие предложения будут сделаны, то доступ к кормушке получат те, кто у неё окажется. Оппозиция, гвалтуя на Майдане, рискует быть оттёртой от распределения совсем. Так что, есть предмет торга, но сдавать карты будет Янукович. Кому и что он сдаст по приезду из Пекина и Москвы – решать ему.
Поэтому очень сомнительно, что оппозиция пойдёт грудью на пулемёты. Скорее, она сейчас думает, как выпутаться из ситуации, к которой оказалась совершенно неготова. От чего и делает судорожные и во многом непродуманные шаги. Оппозиционеры-то ещё две недели назад готовили шампанское, а теперь приходится бегать с термосами по мокрому снегу и дождю...
В этих раскладах, конечно, есть ещё и народ... Но народ, как всегда, остаётся за бортом. Ничего нового.