Ростовская область и Таможенный союз
Автор – Оксана Сазонова
Существует байка, что лучше всего об отношениях России и Украины, о продвижении интеграционных процессов знают водители рейсовых автобусов, несколько раз в неделю пересекающие границу: это они первыми узнают о всех нововведениях. И когда в миграционных карточках для россиян появляется русский язык в дополнение к украинскому и английскому, и когда жителям приграничных областей Украины она становится не нужна для пребывания в Ростовской области, и так далее. Эти несущественные мелочи, порой, быстрее становятся известными всем, нежели заявления политиков, так как ежедневный поток направляющихся из России в Украину и наоборот – огромен, большинство жителей юга России так или иначе лично связаны с Украиной.
Буквально витает в воздухе идея того, что таможня может быть и ещё более прозрачной. Россия уже сейчас имеет открытые границы с Казахстаном и Белоруссией, членами Таможенного союза, к которому также в скором времени могут присоединиться Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Молдавия, Армения. Объединение будет происходить, прежде всего, на постсоветском пространстве, и без участия Украины оно просто немыслимо. Интеграционный процесс с азиатскими странами организовать, разумеется, значительно легче, нежели с европейскими, где каждое государство задаётся вопросом о возможном членстве в Европейском союзе и делает для себя стратегический выбор. И Украина – не исключение. Очевидно, Москве придётся сильно постараться, чтобы Киев пошёл на отказ от европейского курса, но результат того стоит, ибо коснётся прежде всего нас, жителей приграничных регионов, в частности – Ростовской области.
Экономический выбор «соседей»
Что касается физических лиц и просто граждан, из личных целей часто путешествующих через русско-украинскую границу, о плюсах новшеств, которые несёт Таможенный союз, прямым текстом говорится и на сайте Южного Таможенного управления: транспортные средства, находящиеся в личном пользовании и зарегистрированные на территории государств-участников ТС, не подлежат обязательному письменному декларированию. Это существенно сокращает скорость прохождения границы, уменьшает очередь.
Но ТС на данном этапе – экономический союз, лишь в перспективе способный перерасти в геополитический Евразийский. Сейчас на Россию приходится 30% украинского экспорта, то есть больше, чем на весь Европейский союз. При этом существуют отрасли, в которых Украине не удаётся реализовать себя на западном рынке, например, машиностроение. Но восстановление нарушенных с развалом СССР производственных цепочек благотворно скажется на производстве в обеих странах, что видно на примере интеграции с Белоруссией и Казахстаном: объёмы товарооборота растут более чем на четверть по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет. Вот, например, оценка Виктора Медведчука: «Для Украины Таможенный союз и Единое экономическое пространство – это, прежде всего, выгодные рынки для сбыта товаров, расширение возможностей для авиа-, авто-, машиностроения, развития сельского хозяйства. Экономисты рассчитали, что суммарная выгода украинцам от преференций при вступлении в ТС – снятие пошлин, снижение платы на газ – составляет от 6 до 16 млрд. долл. в год…»
Ведущими академическими институтами РАН и НАНУ была проведена комплексная оценка макроэкономического эффекта различных форм глубокого экономического сотрудничества Украины со странами Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. Исследование показало, что присоединение Украины к Таможенному Союзу позволит за три года нарастить объём экспорта украинских товаров в РФ на 4,6-8,8 млрд. долларов.
При этом идея вступления Украины в ЕС всё так же остаётся актуальной. В стратегии еврорегиона «Донбасс», принятой в Ростове-на-Дону, Донецке и Луганске весной 2012 года, обозначены оба варианта развития ситуации. Согласно разным опросам, украинцы либо разделены ровно пополам в выборе ЕС или ТС, или же идея интеграции с Россией лидирует с перевесом до 10%.
В России принято считать, что Восток в едином порыве выступает за Таможенный союз, а Запад – за Европейский. На деле не всё так просто: некоторые умеренные националисты из западных областей осознают, что ни Таможенный, ни планируемый на будущее Евразийский союз не предполагает насильственного национального смешения и подчинения культур более малых стран доминирующей русской, в то время как в ЕС всё к этому идёт.
В то же время жители восточных регионов, которых иногда для обозначения политических взглядов называют «русскими украинцами», выступают всецело за союз с братскими народами России и Белоруссии, но с осторожностью смотрят на перспективу открытия границ для граждан Таджикистана, Узбекистана и других азиатских республик. И вряд ли их можно в этом обвинять на фоне того, как и в самой России от националистов звучат призывы ввести визовый режим с этими странами.
Двустороннее взаимодействие общественных организаций
Тем не менее, существует великое множество политических партий и движений, выступающих за ТС, от православных и национально-монархических, которые ратуют за триединство России, Украины и Белоруссии, до коммунистических, что видят в ТС возрождение СССР. КПУ, ПСПУ, КПРС, Русский Блок, Родина, Союз Левых Сил, общественные организации Донецкая республика, движение им. Владимира Мономаха «Русь», «Альтернатива», «Дозор», «Небезразличные Люди Объединяйтесь», Русское Вече, Русский клуб, МОО «Верное казачество», Украинский выбор, гражданская инициатива «Донбасс за Евразийский союз» – это список лишь самых крупных таких организаций. КПУ сотрудничает с КПРФ, что вполне логично, «Союз граждан Украины» – с «Профсоюзом граждан России» Николая Старикова.
– Экономическое взаимодействие, особенно в приграничных территориях, очень хорошо налажено. Его постоянный рост можно наблюдать и на примере российско-украинских еврорегионов, выступающих «мостиками» экономической интеграции. Экспорт и импорт российских товаров в приграничье увеличивается год от года, это можно наблюдать и в еврорегионе «Донбасс». Выигрывают обе стороны. В случае вступления Украины в Таможенный Союз товарооборот только увеличится. В общем, есть над чем подумать украинскому руководству, – заявил в интервью «Аргументы Недели Юг» аспирант кафедры изучения постсоветского зарубежья РГГУ и координатор движения «Донбасс за Евразийский союз» Антон Бредихин. Это движение создавалось совместно общественниками еврорегиона «Донбасс» как с украинской, так и с российской стороны. Им проведено более 15 крупных мероприятий, международных форумов, конференций и круглых столов, оно принимает участие в работе Евразийского Диалога, созданного при Европейском клубе ГД РФ и Российско-Украинской Молодёжной Палате.
– Рассматриваете ли вы возможность проведения в Украине референдума, где гражданам будет предложено выбрать между Таможенным союзом и евроинтеграцией?
– Нужно исходить того, что Украина является страной демократической. В глобальных вопросах народ имеет право на волеизъявление своего выбора. Я считаю, что лишь референдум, проведённый согласно всем демократическим канонам, способен дать чёткий ответ, войдёт ли Украина в ТС. И здесь решения не должны принимать где-то во властных кулуарах, народ должен сам высказать свой выбор.
Бойцы информационных войн
Ещё одно движение, «Союз граждан Украины» уже в этом году попало в федеральные СМИ, всеми силами стараясь помешать проведению в Донецке марша «бандеровцев». Как пояснил координатор «СГУ» в г. Донецке, на самом деле 50% украинцев до конца не понимают или вообще не знают, что такое Таможенный союз. «Но при этом люди-то у нас, как говорят некоторые социологи «стихийно русские», а значит, идея тесного сотрудничества с Россией им должна быть близка. Европейское пространство чуждо нам, это другая культура, другая цивилизация. И моральный облик её становится всё хуже. Зачем это нужно Украине? Чтобы легализовать лёгкие наркотики и однополые браки? Лучше уж без такой «свободы» как-то обойтись. Говорить об экономической составляющей вступления в ТС, конечно же, нужно. Но при этом не надо забывать, что главной мотивацией должна всё-таки быть наша близость, общая история. Ведь родственники любят друг друга не из-за размера заработной платы, правда? И повышение ВВП, допустим, вещь хорошая. Но ведь это не может быть главной мечтой у человека. В основе целеполагания должен быть наш общий дух, Православие, наши совместные беды и победы», – добавил он.
– Каковы принципы вашей работы с гражданами?
– В легальном поле, без лишнего радикализма, не нарушая никаких законов проводить информационные кампании на всех доступных нам уровнях. Это и работа со СМИ, и информационные пикеты, и лекционная работа. В общем, всё, что можно делать в гуманитарном поле. И мысль, которую мы хотим донести, по сути, одна: мы – один народ, волею политических игр разделённый искусственно. Раз уж сложилась такая ситуация, нужно максимально тесно сотрудничать с нашими братьями в России, Белоруссии, во всём бывшем СССР. Потому что без такого сотрудничества мы утратим свою идентичность, душу потеряем. Исчезнем. В результате идейных метаний, свойственных современной вечно неопределённой ситуации, сложилось огромное количество различных течений, движений и т.д. Как водится, от уже взятых флагов отказываться никто не хочет. Поэтому мы считаем, что нужно создавать надорганизационные формы сотрудничества, так, чтобы люди объединялись вокруг конкретных идей, вне зависимости от организационной принадлежности. В первую очередь, это идея вступления Украины в Таможенный Союз. Мы активно участвуем в медиа-проектах. Ведь война-то сейчас идёт в первую очередь информационная. И в этом смысле, свои отряды у нас есть.
На данный момент существует несколько предложений по сотрудничеству Украины с ТС: помимо полноценного присоединения к ТС или ЕС, это и система «3+1», где Украина участвует в проекте на несколько иных условиях, отличных от соседей. Это, как назвал её премьер-министр Украины Николай Азаров, «попытка усидеть на двух стульях» и равно сотрудничать с Россией и с ЕС. В украинских СМИ часто можно встретить тезисы о европейском пути, но пока ещё большинство граждан сопротивляется ему. А ростовчанам страшно и подумать, что случится, если родная для многих Украина станет Европейской, а значит, и визовой страной.
Дополнительная информация
Фрагмент из статьи «Тайные планы США», включённой в статью «Откуда пошла земля украинская»:
«…Весьма характерны откровенные слова Збигнева Бжезинского, одного из ведущих американских геостратегов, на заседании американо-украинского совещательного комитета по случаю присвоения ему звания «почётный гражданин Львова» (февраль 1999 года):
«Задание нашего американо-украинского совещательного комитета – перспективное планирование в отношениях США – Украина. Моя роль, как лидера этого комитета, сводится к тому, чтобы ещё глубже заниматься делами будущего развития Украины во имя интересов Америки. Важно то, чтобы Украина постоянно и последовательно шла на Запад, ибо, если она этим будет пренебрегать и не определится, как среднеевропейское государство, её будут втягивать в сферу влияния России. Новый мировой порядок при гегемонии США создаётся против России, за счёт России и на обломках России. Украина для нас – это форпост Запада».
По мнению того же Бжезинского по поводу Украины: «чем меньше населения будет на этой территории, тем успешнее будет происходить её освоение Западом…»
Получается, что геноцид нашего народа имеет глубокие корни и осуществляется планомерно при помощи разрушительных реформ. В планах американской мировой экспансии России отводиться роль «резервуара сырьевых и энергетических ресурсов». А Украина – это страна, где США пытаются реализовать свои интересы. И это уже оборачивается против украинского народа!!!»
Андрей Конуров «Как сменить один проамериканский режим на другой»