Проблема управленческих кадров
Автор – Кирилл Шишкин
Проблема управленческих кадров, существующая во всём мире, имеет много аспектов. Мне хорошо видится один из них, характерный для России. Специфика подготовки руководителей в России всегда отличалась от европейской, а затем и так называемой «западной». Но прежде немного теории. Всех людей с точки зрения профессиональной подготовки традиционно делят на две части.
Первые – это Профессионалы, которые знают своё дело глубоко, лучше других. Неважно, кто ты есть, кузнец, пастух, математик, солдат, ты умеешь делать что-то такое, чему тебя учили.
Вторые – Руководители. Они знают любой процесс хуже Профессионала (соответствующего). Зато они знают очень много самых различных профессий настолько, чтобы находить общий язык с самыми разными Профессионалами. Что даёт им возможность понимать самых разных Профессионалов, таким образом, координируя их работу, а значит, и возглавляя работу некой группы.
На сегодняшний момент, система построения производства в мире зашла в тупик. Началось всё с желания упростить управление производством, а также его же ускорить, упорядочить и прочая и прочая. Что привело к появлению конвейера, а далее, как его разновидность, создание жёстких технологических цепочек. В которых работнику предлагалась роль «винтика» в механизме, выполняющего конкретные функции. Как правило, эти функции жёстко ограничены. И чем дальше, тем более ограничивались функции, тем больше позволяя упрощать управление процессом.
С точки зрения работы Профессионалов, такая схема себя оправдывает. Но это хорошо, когда схема управления одноступенчата, то есть Руководитель напрямую управляет Профессионалами. Однако подобное редко, и чаще всего выстраивается сложная структура, в которой Руководитель более высокого ранга, руководит другими Руководителями более низкого ранга. И тут та самая западная система пошла по пути вписывания руководителя «второго уровня» в жёсткую схему.
То есть, это уже не Руководитель, а то, что можно назвать сегодняшним термином Топ-менеджер. То есть человек, обученный передавать указания Руководителя Профессионалам. То есть Топ-менеджер не обязан уметь всего понемногу, он уже обязан просто выполнять довольно узкие функции по передаче указаний конкретным Профессионалам. При этом у него нет разносторонности Руководителя и глубины знаний Профессионала. Зато занять этот пост, как легко догадаться, значительно легче. Поскольку нужно получить нужный диплом.
При этом сразу появилось несколько негативных процессов, при внедрении вроде бы удачной и хорошей схемы.
Первый негатив. В силу доступности и престижности профессии, её ряды стали заполнять люди с довольно низким уровнем способностей. Что довольно быстро привело к ещё более низкому среднему уровню топ-менеджеров.
Второй, менее заметный, но тоже очевидный. Стало значительно меньше появляться способных Руководителей. Так как идея заменить их частично топ-менеджерами привела к полному исчезновению системы подготовки руководителей. То есть, таланты самородные всегда появляются, но стихийный процесс появления самородков даёт много меньше, чем целевая система их подготовки. Что очень хорошо видно на примере России.
Российская система образования наиболее чётко прослеживается от Петра Первого. Университетов ещё тогда не было, но вот от офицеров Гвардии требовалось, при необходимости, не только бить шведов или турок, но и, если прикажут, ехать исследовать берега Камчатки, выполнять дипломатические поручения при европейских и азиатских дворах, устраивать финансовые проверки, организовывать светские ассамблеи и всё, что государству потребуется. И делать сие надо было с должным рвением и умением, не щадя ни сил, ни живота своего. И это быстро вывело Россию из застоя, и далее был тот самый «серебряный век», эпоха Елизаветы и Екатерины, период небывалой славы российской, коей гордится нам дадено.
И сохранялась эта система не один век. До советских времён. Тут ещё ведь и российский менталитет сильно влияет. Это же чисто русская черта – совать свой нос везде, до всего дело иметь. Европеец, особенно немец, привык к порядку. Сказали, делай это – он делает. Сказали, что вот это делать должен другой, так немец и не шевельнётся, чтобы там ни горело синим пламенем.
А русский? Где вы видели русского, который пройдёт мимо? У нас же любой – специалист во всём. И это не насмешка, это веками культивируемый взгляд на вещи, поддерживаемый религией (ещё языческой), воспитанием, образованием, самим образом жизни.
Говорят, что на западе наше советское образование не высоко котировалось. Что легко объяснить. Оно ведь не соответствовало западным стандартам. Потому как немецкий физик он немного больше обучен, чем советский физик. Причём, согласно программе, опять же, а не реальным знаниям. То есть, курс физики у него был другой.
Только немецкий физик, он физик и есть. Чтобы работать химиком, или не дай бог юристом, ему надо идти оканчивать соответствующий университет. А что не знает советский физик (биолог, геолог, а уж про врача говорить страшно) это одному богу известно. Я сам физик, так вот, до сих пор не понял, зачем нам когда-то между делом прочитали полный курс библиографии. То есть работать в библиотеке конечно научный работник должен уметь. Но когда моя жена сдавала экзамены на своём библиотечном факультете, я легко убедился, что, оказывается, почти все её специальные курсы я уже знаю.
Если напрячь память, то в нашем Ленинградском горном имени Г.В. Плеханова институте нам дали только в порядке обязательного курса высшее образование по десяти специальностям. И ладно бы что-то близкое, вроде геологии (до сих пор вслепую могу определить сингонию любого кристалла), так ещё и философия, например, или та же библиография. А курс экономики позволяет до сих пор не нуждаться в какой-либо переподготовке.
Причём основное, что нам вдалбливали, так это не зазубривание неких формул, правил и тому подобного, а уверенность, что раз мы сей знаменитый ВУЗ закончили, то мы теперь всё это знаем и умеем, и можем руководить производством, совершать открытия и двигать науку и вообще мировой прогресс. А конкретные формулы учить наизусть не надо. Надо просто помнить, что на какой-то полке стоит справочник.
Специалиста из советского ВУЗа выпускали по западным меркам недоучкой, просто они на Западе заканчивали обучение вместе с окончанием ВУЗа, а у нас его в этот момент только начинали. Советского специалиста готовили к тому, что учиться он должен сам, по любому возможному набору специальностей, которые ему дали при обучении. И главное, что его на это настраивали психологически. Поэтому бывшие советские физики становились юристами просто за счёт «куража». Хотя чаще всё-таки поступали в соответствующий ВУЗ или хотя бы на курсы, но это было скорее формальностью. Только ради диплома, а знания уже были.
А что касается руководящих функций, то советский специалист мог одинаково успешно руководить конструкторским бюро, женской баней, бригадой лесорубов, музыкальным театром и батальоном в афганских горах. Конечно всё с поправкой на успеваемость. Были и неучи, были и отличники. Так они в любой системе есть. Хоть в России, хоть в Китае.
И вот эту систему мы сломали. В числе прочего, что мы позаимствовали на Западе, была и их система производства. В которой человек укладывается в некую схему. В схему жёсткую. Причём, она уже давно порочна, просто те проблемы руководящих кадров, которые уже давно есть на Западе, и которых никогда не было у нас на Руси, теперь появились и у нас.
А нам это нужно?