Сирия: батальону «Восток» найдётся работа
Автор – Исраэль Шамир
Близится американский ракетный удар по Сирии. Знатоки уже обсуждают детали. Одни говорят, что, мол, доктор прописал (в смысле, так положено по военной науке), три дня точечных ударов по сирийским военным базам. Другие утверждают, что американцы направят свои «Томагавки» не на военные базы, а на дворец президента Асада в Дамаске. Тоже логично: по-быстрому ликвидировать законное правительство, тут и войне конец. Американцев поддерживают Англия, Франция, Израиль – старая империалистическая коалиция, проводящая новую колонизацию Ближнего Востока. Только 9% американцев одобряют вторжение, но среди них много банкиров и конгрессменов. Давно мы, я говорю уже о России, ещё не были так близки к войне, как сейчас...
Конечно, в случае военных действий, в первую очередь пострадает народ Сирии, но и Россия может потерять очень многое. Не только позиции в этом ближневосточном государстве, но и репутацию друга, способного не просто сочувствовать, но и защитить. Если Асад падёт, вместе с ним падёт и многополярная модель мира. Любой глава государства поймёт, что с США и Израилем невозможно спорить. Формирование блока независимых стран, включающего Россию, Иран, Китай, будет сорвано.
Особо рискует в этой ситуации Президент Путин. На западных интернет-форумах его уже называют «бумажным тигром». Он сделал очень крупную и рискованную ставку: на сирийскую карту поставил свою популярность. В случае падения Сирии, урон будет громадным. В мировой антиимпериалистической прессе уже появились разочарованные высказывания типа: «Мы думали, что он Влад – Сажатель-на-Кол, а он – Влад-Болтун». Может, прав был Медведев, когда, уступив требованиям Америки, не стал ввязываться в безнадёжную конфронтацию в Ливии? Ближайшие недели, а то и дни дадут ответ на этот вопрос.
Главная цель Америки – показать, что всякое сопротивление её планам бесполезно. Что же может сделать Россия? Ситуация напоминает 1962 год, противостояние Хрущёв-Кеннеди. Тогда кризис окончился спасением Кубы. Пусть русским пришлось забрать оттуда свои ракеты, но кубинская революция победила, Кастро у власти и поныне. СССР сумел защитить своего друга, балансируя на грани войны.
Так высоко игра на этот раз, видимо, не пойдёт. Силы у России, надо признать, уже не те. В Пентагоне считают, что «Россия ограничится серьёзным предупреждением, выразит возмущение – и всё. Так было и в Ираке, и в Югославии». Но весьма вероятно, что они ошибаются. Россия сможет использовать тактику proxу war – то есть, войну будут вести сирийцы, но Россия и Китай будут поддерживать их поставками оружия. Как это было, например, во Вьетнаме и Корее.
В Пентагоне и Белом доме идёт спор – стереть сирийские военные объекты с лица земли или ограничиться символическими ударами. В первом случае, действующий режим падёт немедленно, но гибнущий Асад сможет нанести удар возмездия по Израилю и американским базам: мол, погибать – так с музыкой. А во втором – произойдёт эскалация войны, и Россия сможет создать Америке новый Вьетнам.
Россия смогла бы помочь Асаду не только поставками ПВО и русских команд для оборонных комплексов. Есть ещё один эффективный ресурс, который пока не используется – кавказские воины. Чеченский батальон «Восток» покрыл себя боевой славой и устрашил грузин в 2008 году. На Кавказе много энергичных молодых людей, которым хочется повоевать. Сейчас они зачастую оказываются в рядах антирусских боевиков. Но Россия могла бы помочь им и себе, взяв их на службу и сформировав особые ударные силы, которые могли бы изменить положение в Сирии. Подобные отряды есть и у Англии, Израиля, Франции.
И, конечно же, Россия откажет Западу в надежде на легитимацию агрессии. Скажу сразу: какой бы ни был повод, нельзя узаконить американскую интервенцию. Сегодня они разбомбят Дамаск, спасая сирийцев от тирана Асада; завтра захотят разбомбить Москву, спасая русских от «гомофоба» Путина. Нас уже спасал Гитлер от злодея Сталина, и повторения никто не хочет.
Кроме того, до сих пор не развеяны сомнения в обоснованности повода для агрессии. Формально это массовая гибель гражданских лиц под Дамаском в результате химической атаки. Но кто атаковал, когда, какие конкретно вещества применялись – остаётся неясным. Есть несколько страшных видео, но некоторые из них были залиты в интернет за день до атаки. Военные эксперты из разных стран вполне хладнокровно дали оценку: картина трагедии не похожа на применение имеющихся в распоряжении сирийского правительства боевых газов типа зарина. Не так должны выглядеть глаза, иным должно быть положение тел погибших. На кадрах видны люди, блуждающие среди трупов – однако после применения химоружия, находиться рядом с жертвами без специального снаряжения невозможно. Всё это вызвало сомнения у международных экспертов. Выходит, липа?
Но кто же тогда отравил этих людей, если предположить, что это всё-таки реальные погибшие люди? Подобная провокация была бы выгодной противникам Асада. Уже не первый раз мы слышим о применении Сирией боевых газов – после того, как Обама пообещал в таком случае ударить.
Заслуживает внимания ещё одна версия. По данным неофициальных источников, отравление было устроено повстанцами, чтобы добиться прекращения огня на этом участке и вывести из западни американский и британский спецназ. На месте предполагаемого отравления действительно в те дни шли отчаянные бои. А в минувший вторник французская газета Figaro сообщила, что американские, английские и израильские военные инструкторы и диверсанты вошли в Сирию 19 августа через Иорданию, что вполне вписывается в эту версию.
Комиссия ООН побывала на месте происшествия. Её работа ещё не окончена, расследование продолжается, но в среду член комиссии Карла дель Понте заявила швейцарскому телевидению, что показания свидетелей и пострадавших под Дамаском «со всей очевидностью говорят о том, что нервно-паралитический газ зарин был применён боевиками оппозиции». Она подчеркнула, что «комиссия пока не нашла никаких свидетельств использования правительственной армией химического оружия».
Какие ещё нужны доказательства невиновности Асада? Но руководство Америки, Израиля, Франции и Британии отчаянно хочет войны. И что бы ни говорила комиссия ООН и все другие комиссии и международные организации, вместе взятые, они найдут повод: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Чем ответит Сирия на удар США
Автор – Ярослав Вяткин
Очередной виток напряжённости вокруг Сирии, связанный с якобы произведённой правительственной армией химической атакой, вполне может привести к попытке США нанести удар по объектам в стране. Что же там на самом деле произошло, и чем будет отбиваться Дамаск? Есть ли у него, чем ответить?
Обычная провокация
Сама по себе провокация с якобы использованием армией Сирии нервно-паралитического отравляющего вещества (ОВ) зарина против мирного населения в Восточной Гуте под Дамаском не выдерживает никакой критики. Никаких доказательств этому просто нет. Цифры жертв химической атаки взяты с потолка. Ролики, которые выкладывали в Интернет бандиты, могут убедить разве что, фермера из Айдахо или полоумного сенатора США, вроде Маккейна, который два раза катапультировался, но парашют, видно, оба раза подводил.
В это же время «жертвы зарина» – явно липовые: все погибшие чистенькие, аки младенцы после купели. А между тем, клиническая картина отравления этим боевым ОВ (да и большим числом других фосфорорганических нервно-паралитических ОВ) обязательно включает в себя сильную рвоту с последующей утратой контроля над основными функциями организма: опорожнением кишечника и мочевого пузыря. Картина должна быть, мягко говоря, неприглядной. Но её нет. Тем более, что боевики уже не раз выдавали за «жертвы режима» собственные злодеяния. Для них – пара пустяков перебить несколько десятков или даже сотен мирных жителей.
Логика в применении ОВ сирийской армией тоже отсутствует – войска успешно развивают наступление, зачем им использовать газы? Тем более, свои же части никаких противогазов в боях в том районе не использовали и были бы при атаке поражены сами. Этому есть масса доказательств в виде телерепортажей. Тем паче, что для защиты противогазов мало. Нужны ещё и общевойсковые защитные комплекты (ОЗК) – зарин убивает и через кожу. Но никогда и нигде не было фото или видеоматериалов с бойцами сирийской армии, воюющими в ОЗК и противогазах.
Да и сама сказка об открытом ещё до войны в Германии зарине вброшена именно потому, что западный обыватель других боевых газов просто не знает. Между тем, сирийская армия имеет современные ОВ, такие как VR (он же – «русский VX», или Р-33). Это бинарное вещество 3-го поколения, удобное и в хранении, и в применении, и в тысячу раз сильнее зарина. Но сирийцы, если и будут применять всё это, то лишь в крайнем случае – против внешнего врага.
В общем, налицо самая обычная, шитая белыми нитками провокация, коих в западной и особенно американской политической истории хватало. Если уж кому и выгодно применять «химию» – то только боевикам. Они всё равно проигрывают, им терять нечего. Но бандиты, скорее всего, использовали обычный хлор. Его достать несложно.
Масштабной войны не будет
На момент написания статьи, заявления американских политиков выглядят противоречиво и невнятно. Это даёт почву для любых спекуляций. Ясно одно – американцы хотят что-то предпринять, но понимают, что серьёзную войну они сейчас не потянут. Прежде всего, по финансовым причинам. К тому же, сирийская армия отмобилизована, имеет большой боевой опыт, высокий боевой дух и вряд ли разбежится. Даже длительными бомбёжками тут ничего не добьёшься. Кроме высоких потерь – сирийская ПВО сильна.
К тому же, в случае серьёзной агрессии, ставящей целью смену режима, весьма вероятно вмешательство в войну Ирана, который уже заявил, что не останется в стороне, и России, имеющей договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Сирией. Понятно, что никто не собирается устраивать войну между сверхдержавами, но вариант введения, скажем, «миротворческого контингента по просьбе законного правительства» сразу исключает возможность внешней агрессии. Правда, такое решение тоже имеет различные сложные последствия.
Возможный сценарий атаки
А вот разовая акция из серии «на удар непонятно кого по непонятно кому ответим ударом куда попало» – вполне вероятна. Серьёзных сил в регионе у американцев нет – сосредоточение потребует денег и времени. Поэтому они могут выпустить несколько десятков крылатых ракет морского базирования (КРМБ) «Томахок» по целям, поражение которых, по мнению умников из Пентагона, чем-то поможет «поедателям печени под зелёным знаменем».
Благо, 4 корабля, в том числе пара эсминцев, всё же имеются в Средиземноморье. Авианосцы, расположенные в Персидском заливе, в акции вряд ли удастся задействовать – Ирак уже заявил, что он не разрешит использовать своё воздушное пространство. Да и через Саудовскую Аравию и Иорданию тоже не получится – Амман также отказался участвовать в любых атаках. Да и Иран рядом – мало ли что.
Однако толку и от сотни «Томахоков» не будет, даже если они все пройдут сирийскую ПВО. Сирия слишком сильная страна, чтобы нанести ей неприемлемый ущерб таким путём. Не удастся и проложить дорогу оппозиции к победе. А вот политические и иные последствия будут ужасны. Не говоря уже о том, что Сирия может нанести и ответный удар, если сочтёт, что «разовая акция» слишком её задела. И вот тогда может начаться что угодно.
Чем отбиваться?
Сирийская армия плотно прикрывает войска и территорию страны средствами ПВО. Хотя и хуже, чем было до войны. Небольшая часть устаревших ЗРК и РЛС была уничтожена в ходе боёв, что-то с удалённых «точек» перевели в более безопасные районы. С другой стороны, в ходе войны армия продолжает получать современные вооружения для ПВО, и это их усиливает качественно.
Территориальная ПВО Сирии состоит из 25 бригад. Большей частью это старые ЗРК С 200ВЭ (модернизированные нашими специалистами), «Квадрат», С 125М «Нева-М», «Оса-АКМ», «Стрела-1». Но есть и современные комплексы, и их уже немало. Это десятки ЗРК «Бук М1 2Э» и «Бук-М2Э», до полусотни новейших ЗРПК «Панцирь-С1», модернизированные «Печоры-2М», «Стрела-10М». Вероятно, в Сирии уже находятся два из заказанных дивизионов ЗРК большой дальности С-300ПМУ-2. Ещё весной они были отгружены производителем для отправки «заказчику 760», то есть Сирии.
Для борьбы с крылатыми ракетами (КР) лучше всего подходит «Панцирь» – он предназначен для защиты больших ЗРК и важных объектов от средств воздушного нападения, в том числе ракет и бомб. «Панцирь» способен поражать ракетами на дальности до 20 км и высоте до 15 км до двух целей одновременно, причём атакующих с разных направлений. Общая огневая производительность его составляет до 10-12 целей за минуту, высокая скорость реакции и скоростные гиперзвуковые ракеты это позволяют. А что не добили ракеты – добьют два скорострельных двуствольных 30 мм автомата. Впрочем, во время войны в Югославии основным средством поражения КР были переносные ЗРК и малокалиберная зенитная артиллерия. Этого добра у сирийцев тоже хватает, причём вполне современного.
Сирия активно обновляет средства обнаружения ПВО. Закупаются современные РЛС «Небо-СВУ» и ряд других. Серьёзным минусом ВВС САР является отсутствие самолётов радиолокационного дозора и наведения. Но над морем эту функцию вполне способны взять на себя корабли постоянного соединения флота России на Средиземноморье. Цели они обнаруживать всё равно будут, и поделиться информацией с сирийскими друзьями могут вполне.
Решать задачи ПВО по уничтожению крылатых ракет могут и сирийские истребители. Наиболее современные (и недавно модернизированные) МиГ-29 и основные истребители ПВО МиГ-23МЛД в боевых действиях не участвовали, и с ресурсом и исправностью у них всё в порядке. Правда, даже МиГ-29, как и большинство истребителей мира, задачи поражения маловысотных крылатых ракет решают не слишком хорошо. Тут бы хорошо иметь МиГ 31, но его у Сирии нет.
К тому же, американцы сильно стеснены в вариантах действий. Например, приблизиться к берегам Сирии их корабли явно опасаются – дивизионы мобильных противокорабельных комплексов «Бастион» с ракетами «Яхонт» способны потопить что угодно в радиусе до 300 км. То есть порты, например, на Кипре – в зоне поражения.
Будет ли ответный удар?
Средства, чтобы нанести серьёзный ответный удар, конечно, не по США, а по их союзникам в регионе, у Сирии имеются. Это сотни тактических, оперативно-тактических ракет и ракет меньшей дальности. Это мобильные комплексы, которые, как показала практика войны в Заливе, будет крайне сложно уничтожить. Разумеется, есть и химические боевые части. Есть у Сирии и ударные самолёты, способные применять, например, противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, такие как Х-31, закупленные сирийцами. Речь идёт о бомбардировщиках Су-24МК. Они прошли недавно модернизацию в России. Эти самолёты способны наносить удары различным высокоточным оружием в любую погоду и время суток, в условиях помех и сильной ПВО, летая на сверхмалых высотах в автоматизированном режиме. И до того же Кипра и расположенной там английской авиабазы им лететь недалеко, вполне могут и ударить.
Но тут стоит задать себе вопрос: а стоит ли отвечать, если акция действительно будет разовой? Серьёзный ответный удар может вызвать серьёзную эскалацию с втягиванием в конфликт и других стран. Так что, если американцы на что-то и решатся и их не удастся удержать от этой ошибки нашим дипломатам, то ответит Сирия лишь в случае действительно серьёзной воздушной атаки. В этом случае, Дамаску уже нечего будет терять.