Либерализм и образование
Автор – Кирилл Шишкин
Вопрос о том, что делать с нашим образованием, настолько больной, что его поднимают в любом более-менее массовом обсуждении в каждом блоге. Правда, предложения почему-то сводятся к тому, что надо выгнать Фурсенко, и сразу всё станет хорошо.
Не собираюсь ничего говорить в защиту Фурсенко. Хотя я к чиновникам вообще, а к чиновникам от образования особо, отношусь негативно, и не испытывая желание их поздравить с праздником, я уверен, что даже если расстрелять всех чиновников, картина не сильно изменится.
Я, конечно, не большой специалист в области наробраза, но мать – учительница, жена – в школе работает, и живу в доме, 45 квартир которого заселяли учителями. Так что не совсем далёк от этой сферы. И вот что можно с уверенностью утверждать. Школы у нас остались прежние, учителя – те же самые, и учат они нисколько не хуже. А вот на выходе получаем совсем другое. И дело тут не в том, что сверху спускают. ЕГЭ это, конечно, «гэ», но экзамен в 11-м классе, никак не влияет на качество преподавания в 7-м. Вопрос явно глубже.
Теперь можно с уверенностью утверждать, что образование в СССР было на высшем уровне. Оно, конечно, во многом не соответствовало мировым стандартам. Но теперь-то мы хорошо понимаем, что это проблема «стандартов». Ибо сейчас имеем те самые мировые стандарты. Только вот самые способные представители нашей молодёжи, обученные в соответствии с этим стандартами, по нашим советским меркам вообще не тянут на грамотных. Так себе… твёрдые троечники.
Кто-то ещё сомневается, что дело не в Фурсенко, а в самой Системе? Причём, я говорю не о системе образования, а выше. Давайте попробуем увидеть, с чего всё началось, и где произошли те самые изменения.
Два десятка лет назад мы окончательно перестали строить светлое коммунистическое будущее. Помните? Занавес железный открылся, свобода слова началась. И естественно нас качнуло в сторону того, чего у нас в СССР не было. А не было у нас секса и либерализма. Секс трогать не будем, а вот либерализм – это важно. Народ всегда в крайности бросает. То, что СССР – это диктатура, спорить, наверное, никто не станет. И значит из одной крайности, нас понесло в другую. К полной свободе. К «либере». Свобода это, конечно, хорошо. Но это ведь, как лекарство – передозировка может оказаться вреднее болезни, от которой лечим.
Сразу скажу, про возврат в СССР речь не идёт, да и желающих не наберём точно. Об этом сейчас всерьёз говорят только совсем оторванные от жизни люди. Но давайте попробуем сравнить, что изменилось. В том самом образовании.
Советская школа была до предела идеологизирована. Октябрята, пионерия, комсомол. С одной стороны, к этому относились и тогда критически, но вспомните – каково было быть не принятым в пионеры, или хуже того, исключённым? При всех своих недостатках, советская школа воспитывала граждан. Патриотов. И было понятно всем, что надо быть образованным. Это было престижно.
Мой сосед по парте, который учился на тройки лишь потому, что все годы у меня списывал, и у которого и в ПТУ-то шансы поступить были минимальные, так и тот всерьёз пытался рассуждать о том, в какой бы институт он хотел поступить...
А вот теперь всё изменилось. С тех пор, как пришла свобода и «все работы хороши», мы стали каждый сам по себе. О какой пользе своей профессии сейчас кто-то думает? Сегодня всё оценивается только уровнем зарплаты, с тем, чтобы поменять пылесос «Сони» на «Филипс», как того требует реклама. Зачем нужна литература, физика, химия, если для того, чтобы считать деньги, достаточно арифметики за 3-й класс? Как можно научить чему-то подрастающее поколение, если оно не понимает, зачем ему образование? Тем более, что у нас и большая часть старшего поколения уже переучилась жить по-новому.
Цель жизни нынче – это «срубить бабла», и государство сейчас, в понимании таких людей, лишь некое образование, которое должно им что-то дать. Но не следует забывать, что для того чтобы просить от государства, чтобы оно давало, надо сначала дать что-то ему. Почему-то многие уверены, что втюхивание доверчивым гражданам просроченных китайских товаров, это процесс, приносящий пользу Родине. И даёт какие-то права.
Глядя на это, какие дети захотят чему-то учиться?
Ведь получение образования, выбор профессии, это выполнение гражданского долга. А многие из нас про это помнят? Про то, что есть вообще такое понятие как гражданский долг? И что государство – это не кто-то в Кремле, а это мы сами. И гражданский долг – это, в том числе, и есть получение образования, это стремление стать лучшим из лучших.
Я вспоминаю своих ровесников из театрального института. Каждый второй считал себя гением, считал своей целью создать такие шедевры, что его имя будет вписано большими буквами в историю.
А сегодня? Вы думаете, перед сегодняшними будущими режиссёрами ставят целью получить «Оскара»? Щас! Их учат, что они должны найти богатого продюсера и делать то, что он скажет? И после этого стоит ли удивляться тому, что мы видим на экранах?
Детей мы уже потеряли.
В этом году у меня внучка идёт школу. Школа отличная. Не потому, что дорогая или модная. Потому что в ней хорошие учителя, богатые традиции, в неё всегда очередь желающих попасть, и туда всегда отбирали не тех, у кого богатые родители, а тех, у кого способности есть. Наша школа известна не только в районе, но и в городе. И что? Мой сын эту же школу закончил, но его поколение и стало теми самыми гражданами, которые живут «сами по себе».
Я не могу сказать сейчас с уверенностью, что конкретно надо делать. Но уверен я в одном. Можно конечно убрать Фурсенко, можно отменить ЕГЭ, но менять надо глубже.
До тех пор, пока мы катимся по пути либерализации общества, у нас не будет не только нормального образования, но и нормальной жизни во всём. Мы должны не разобщаться, а сплачиваться. Либерализм разобщает, это идеология торговцев. Кому-то она может и подходит, но нашей стране эти идеи всегда были чужды.
Мы не страна торговцев.