Прошлое нашего Отечества таит в себе немало загадок, несмотря на огромное, казалось бы, количество исторических исследований. Более или менее изученным можно считать период с конца XVII века – времён Петра I. История доромановской Руси во многом мифологизирована в силу нехватки достоверных письменных источников. Копии древних рукописей при каждом но-вом правителе подвергались переписыванию и правке, и за их достоверность ручаться сложно. Для историков не секрет, что почти все источники, датируемые периодом до начала XVII века, на самом деле имеются сегодня только в редакциях XVII-XVIII веков. Немало древних документов сгинуло в огне пожаров и в период военных конфликтов, которыми изобилует отечественная ис-тория. Свой «вклад» в сохранение исторической памяти внесли Романовы. Уже первый из царей этой династии – Михаил (в силу юного возраста вряд ли по своему разумению) распорядился со-брать имеющиеся старые книги с целью их «исправления». Так, в 1616 году братия Троицкого мо-настыря получила царскую грамоту: «По нашему указу взяты были к нам в Москву, из Троицкого Сергиева монастыря, канорхист старец Арсений, да села Клементьева поп Иван, для исправления книг печатных и Потребника...»
Последующие Романовы также не раз проявляли своеобразный интерес к книгохрани-лищам и древним рукописям. Старший брат Петра I, – Фёдор Алексеевич, например, приказал со-брать все разрядные книги и сжечь их в сенях передней царской палаты. Разрядами, поясним, на-зывались росписи назначений на высшие должности. Они хранили немало ценной информации о деяниях наших предков.Наиболее фрагментарна картина отечественной истории периода до воз-никновения централизованного государства со столицей в Москве. Здесь раздолье для художест-венного вымысла писателя, художника, кинематографиста, что мы и наблюдаем сегодня в куль-турной сфере. Грешат «сочинительством» и учёные мужи, с лёгкостью реконструирующие сраже-ния и иные события далёкого прошлого, располагая, по сути, лишь разрозненными крупицами подлинных исторических знаний. Тем не менее, не всё так плохо, и историческая память нашего народа до конца не стёрта. Как сейчас выясняется, о прошлом Руси сведений сохранилось, воз-можно, даже больше, чем это предполагалось ещё лет двадцать назад. И пусть уцелевшие сведе-ния не всегда подкреплены письменными источниками, но и в мифологизированной форме они заслуживают внимания в качестве основы для новых рабочих гипотез.
В различных районах современной России, в частности в Омской области и Краснодар-ском крае, существуют общины приверженцев древнерусской веры (существовавшей задолго до появления христианства), именующих себя православными староверами-инглингами. Их предста-вители утверждают, что сумели сохранить в тайниках летописи, содержащие сведения о многих далёких событиях на территории древней Руси. По их словам, имеющиеся исторические знания охватывают период, уходящий в глубь веков не менее чем на 600 тысяч лет. Свои источники ста-роверы именуют Ведами, которые делятся по материалу, на котором были первоначально записа-ны, на три основные группы: саньтии – пластины из золота и иного благородного металла, не под-дающегося коррозии, на которых тексты нанесены путём чеканки знаков и заполнения их краской (эти пластины скреплены тремя кольцами в виде книг, либо оформлены в дубовый оклад); харатьи – листы или свитки из высококачественного пергамента с текстами (логично предположить, что харатьи периодически переписываются, ибо пергамент с годами приходит в ветхость); волхвари – деревянные дощечки с написанными или вырезанными текстами. Самые древние из документов – это саньтии. Первоначально Ведами назывались «Сантии Веды Перуна», но в них есть упомина-ния о других Ведах, которые ныне либо утеряны, либо по каким-либо причинам не оглашаются их хранителями. Индийские веды считаются, кстати, производными от славяно-арийских Вед, пере-данных ариями в Индии около 5000 лет тому назад. Харатьи были, как правило, копиями саньтий или, возможно, выписками из них, предназначенными для более широкого пользования. Самые древние харатьи – это «Харатьи Света» (Книга Мудрости), которые, по утверждениям староверов, были записаны более 28 тысяч лет назад.
Конечно, называемые цифры на первый взгляд сомнительны – больно уж далеко относят староверы истоки нашей цивилизации. Но в принципе исключать возможности сохранения каких-то архидревних текстов нельзя, так как подобные находки время от времени имеют место в других странах. Так, в российском журнале «Ведическая Культура» (сентябрь 2007 г.) сообщалось, что в Румынии в 1875 году во время возведения хозяйственных построек для монастыря, построенного в XVII веке на месте древнего ведического капища, было обнаружено около четырёхсот золотых пластин с древними письменами, которые получили название Саньтии Даков. Тогдашний румын-ский король Карл I приказал переплавить большую часть этих пластин – находка позволяла по-полнить пустую казну. К счастью, перед переплавкой он приказал сделать свинцовые копии золо-тых страниц. Эти копии (как и несколько избежавших переплавки золотых пластин) дошли до на-ших дней. Примечательно, что записи сделаны, видимо, древними арийскими рунами...
Возможно, на какие-то необнародованные источники опирается и автор статьи «”Кон Ассы” (правила войны), или Подлинное описание Куликовской битвы», присланной в редакцию «Красной звезды» с Кубани. В ней события периода Куликовской битвы (1380 г.) излагаются с по-зиции сохранившихся приверженцев древнеславянской веры. Хрестоматийное описание Куликов-ской битвы, утверждается в этом материале, не позволяет современному читателю создать полно-ценное представление о событиях 600-летней давности. Тогдашние летописцы творили под влия-нием господствующего мировоззрения, а потому исказили, вольно или невольно, суть многих со-бытий той поры. Преданным забвению оказалось древнеславянское учение о войне – «Кон Ас-сы»...
Приведём в изложении основные положения статьи с небольшими, при необходимости, комментариями…
Ярослав Стоянов Источник – «Советник» – путеводитель по хорошим книгам.