Ощущение дежавю
Автор – Анатолий Несмеянов (Эль Мюрид)
Администрация Президента Украины настоятельно попросила оппозицию разобраться внутри себя, чего именно она хочет, так как представленные отдельно друг от друга предложения фракций «Удар» и «Батькивщина» по изменениям Конституции не совпадают. Естественно, такая ситуация приведёт только к затягиванию рассмотрения вопроса, чего, судя по всему, и добивается оппозиция, чтобы обвинить власть в неконструктивных подходах. Один в один с уже пройденным – точно так же ведёт и вела себя сирийская оппозиция, у которой нет и не может быть никаких конструктивных идей, кроме западного финансирования и поддержки. При открытой кредитной линии можно майданить бесконечно – движение в данном случае всё, цель – ничто.
Естественно, обвиняя власть в воровстве, боевики и оппозиция не слишком церемонятся, если речь заходит о них любимых. Траченный на ухо страдалец за народное счастье Булатов сделал себе нескромный подарок в виде гламурного ноутбука «Эппл», заплатив за него народными же деньгами. Будучи в плену у кровавых русскоязычных палачей, он, истекая кровью, взбодрил себя покупкой с той же самой карточки музыки в сетевом магазине iTunes. Стоит отметить, что для этого висящему на дыбе активисту нужно было протянуть окровавленные пальцы и воспользоваться приобретённым ноутбуком. И иметь при этом доступ к Интернету, естественно.
Я уже где-то слышал подобную историю про страдающую в плену у сирийских боевиков украинскую журналистку, бодро стучащую в стылой камере свой дневник на такой же гламурный гаджет и периодически выходящую в Интернет. И «освобождение» – один в один. Дикое поле, компьютер в штанах, добрые селяне, потеря трети веса и стайерские забеги по пересечённой местности – истории унылые и как на подбор однотипные.
Забавы украинских активистов с дармовыми деньгами не являются их уникальным изобретением. Точно так же сирийские «освобождённые» территории лидируют по импорту подержанных, но очень пафосных суперкаров и автомобилей представительского класса – если у командиров боевиков есть шальные деньги, то их ведь нужно на что-нибудь тратить?
Европа продолжает стимулировать нужные точки оппозиции, рассказывая ей сказки на ночь о том, что она не собирается останавливаться на ассоциации и обязательно в светлом будущем примет Украину в дружную семью европейских народов уже на правах полноправного члена. Обещать – не значит жениться, но как приятно слушать такие рассказы.
Все приёмы и все действующие лица – просто калька с уже пройденного. Либо Запад окончательно поставил крест на умственных способностях целого народа, либо сам не слишком напрягается в изобретениях. С другой стороны, принцип шоу ведь работает – пипл хавает. Чем дикие украинцы отличаются от диких арабов? И тем, и другим достаточно впаривать «вечные ценности» и закрывать глаза на милые шалости – результат один и тот же. Реклама порошка с одинаковым успехом работает в разных странах, делая упор на одни и те же приёмы.
А если нет разницы...
Одноразовый инструмент
В Киеве продолжает развиваться любопытная ситуация. Ведущие силы украинского протеста делают всё возможное, чтобы подчеркнуть свою отстранённость от оппозиционных партий. «Правый Сектор» с самого начала демонстративно позиционировал свою «самость» и независимость от легальной оппозиции, теперь наступил черёд созданных на Майдане структур «Самообороны». Комендант Майдана Андрей Парубий сообщил, что Самооборона является внепартийной структурой и не принадлежит ни к одной партии.
С одной стороны, объединить «рассерженных горожан» – сторонников «Батькивщины» и откровенных нацистов и ультрас можно только таким образом – ликвидировать любую идеологическую начинку. Однако это создаёт инструмент, которым нельзя созидать – для этого требуется хотя бы какое-то конструктивное согласие. Деидеологизированные боевые структуры могут создаваться только как штурмовые отряды – заточенные против очень конкретного врага. После чего, как и все штурмовики, пойдут под карающий нож революции. История отрядов Рэма, китайских хунвэйбинов, да собственно, и их лайт-версия – российские «Наши» – всё свидетельствует об одном. Одноразовое изделие под конкретную работу.
С другой стороны, боевики прекрасно отдают себе отчёт в том, что оппозиция в нынешних условиях – скорее труп, чем что-то живое. Да ещё и со своими внутренними противоречиями, которые пока отложены в сторону, но это ненадолго. Поэтому создавать структуру под такое непонятное «что-то» – занятие и бесперспективное, и опасное. Гарантировать, что уже завтра тройка оппозиционеров не начнёт рвать друг друга столь же завзято, как сегодня рвут Януковича, не может никто. А потому спички в руки детям давать попросту не стоит.
Интересно и то, что сам Парубий – как раз партийный представитель. Он – депутат от «Батькивщины», герой прошлого Майдана со значком «Выдающемуся участнику Оранжевой революции». Вполне возможно, что он уже примеряет на себя лавры лидера новой силы, а прежних соратников готовится в нужный момент списать за ненадобностью.
Такие разные протесты
То, что прямо сейчас происходит в Восточной Европе, есть прямое следствие той самой евроинтеграции, за которую так отчаянно бьются украинские хлопцы и девчата. Именно поэтому это принципиально разные протесты, и именно поэтому Европа настолько по-разному относится к этим событиям – если подавление протестов в Боснии и Герцеговине ЕС приветствует, называя его наведением порядка, то Украину, наоборот, предупреждает о недопустимости применения к демонстрантам силы. Приветствовать насилие по отношению к погромщикам Европа будет потом – когда украинцы полной грудью вдохнут европейскую свободу. Сейчас же они только хотят стать полноценными рабами, и им ни в коем случае нельзя мешать в этом благородном деле.
В пути кормить не обещали
Последствия евроинтеграции в полный рост. Как говорил наш сержант в учебке, если не доходит через голову, будет доходить через руки и ноги. Боснийцы ассоциировались с Европой в 2008 году. Всего лишь 5 лет – и истина открылась им во всей красе. Сколько потребуется украинцам – вопрос, конечно, более сложный. Самое интересное, что у завзятых сторонников евроинтеграции на Украине есть ответ и на события в Боснии. Правда, он сводится к интерпретации старого анекдота про коммунизм: «В пути кормить не обещали».
В Герцеговине и Боснии – кровавые беспорядки. Страна – кандидат на вступление в ЕС – подписала Соглашение об ассоциации с Евросоюзом пять лет назад, в 2008 году, раскрыв свои рынки. Теперь экономика развалена. Официальная безработица среди трудоспособного населения в Боснии и Герцеговины – 27,5%, неофициальная – 44%. Причина протеста – нищета. Основные участники беспорядков – рабочие, и это уже серьёзно. Денег им не платят нигде – ни на производстве, ни за участие в митингах.
Жители Сараево едут в центр города посмотреть, во что он превратился. Реагируют спокойно – здесь привыкли к соседству с развалинами. Фотографируют и, кажется, совсем не удивляются, что дом, в котором после боснийской войны первой половины 90-х разместилась власть нового государства, простоял с целыми стёклами меньше 20 лет. В уличных беспорядках, охвативших половину страны, кроме Республики Сербской, пострадали не меньше 200 человек. Сараево загорелось не сразу.
Началось 5 февраля во втором городе Боснии-Герцеговины Тузле, где было объявлено о закрытии нескольких крупных предприятий, которые были недавно приватизированы и которые инвесторы решили обанкротить. Гнев рабочих вылился в разгром городской администрации, и их почин был повсеместно поддержан. В столице около тысячи молодых людей, вооружившись камнями, зажигательной смесью и примером Евромайдана, отправились штурмовать правительство. Полиция отбивала атаку с помощью резиновых пуль, газа и водомётов. Внутрь их не пустили, но несколько файеров залетели в разбитые окна. Администрация кантона Сараево выгорела почти целиком, здание правительства пострадало меньше, но у его стен снова бурлит толпа с недобрыми намерениями. Вместе с работой у этих людей отняли и возможность для цивилизованного протеста: они даже бастовать не могут – у них каждый день воскресенье.
«Предприятия куплены, проданы, уничтожены, на их месте строят торговые центры. А рабочие выгнаны на улицу – без прав, без пенсии, у них нет ничего», – возмущены жители Сараево.
Когда-то здесь был завод, а теперь – торговый центр, где можно купить немецкий пылесос или корейский телевизор, а боснийского, может, никогда и не будет – всё расклевали и продали, что не смогли предали. Оно теперь врастает в землю. Зато уже много лет – ассоциация с Евросоюзом, хотя студентка Эна Хасанович что-то её не ощущает. «Может, Евросоюз и помогает, но мы об этом мы ничего не знаем. Мы не имеем информации о деньгах, которые получаем от Евросоюза, и как они потрачены. Что пошло на образование, сколько пошло на социальные программы и создание новых рабочих мест, мы не знаем», – вздыхает Эна.
А им и не надо знать всё, ведь в этом году только заявку на вступление в ЕС можно подать, а примут лет через семь, не раньше. К этому времени поляна будет окончательно зачищена. Останется дешёвая рабочая сила и такие, как лавочник Решад Кобияк. Его производство инвесторов не интересует. «Кто у нас тут скупает производство? Турецкие, немецкие, французские фирмы, в основном за очень маленькие деньги, и, конечно, они ничего не вкладывают», – рассказал Решад.
Он торгует работами по металлу. Есть вазочка из гильзы для крупнокалиберного пулемёта. Симпатичные и страшноватые вещицы, напоминающие о том, как сербы и хорваты, православные, католики и мусульмане истребляли друг друга в этом самом городе. В любой момент кто-то, как на киевском Майдане, может выкрикнуть здесь националистический лозунг, ведь они едва научились жить в мире.
Ожидается, что 10 февраля правительство соберётся на экстренное заседание. Однако, судя по высказываниям отдельных министров, ему особо нечего предложить людям, кроме отдельных обещаний светлого будущего в Евросоюзе, которого боснийцы – совершенно ясно – устали ждать.
О чём Янукович договорился с Путиным в Сочи
Президент Украины Виктор Янукович прибыл в Сочи вечером накануне дня открытия и сразу отправился в резиденцию президента РФ Владимира Путина, где пробыл более двух часов, пишет газета «Сегодня». По информации источника, ключевой результат встреч: договорённости 17 декабря остаются в силе. Но ситуация в Украине должна быть более определённой: «Кремлю не важно, кто будет премьером, нужно лишь, чтобы было ясно, кто отвечает за выполнение декабрьских соглашений. При этих раскладах транш в 2 млрд. долларов будет в конце февраля».
По словам источника, вопрос геополитического выбора Украины на встречах не стоял: «Вопрос об ассоциации сейчас не ставится никем, потому что все видят: серьёзных денег от ЕС не будет, возможно, они будут от МВФ, но, по-прежнему, под жёсткие условия».
Косвенно слова источника подтвердил и первый заместитель председателя фракции Партии регионов Михаил Чечетов: «Последние сочинские переговоры сняли многие вопросы и, безусловно, дадут импульс углублению нашего сотрудничества с Россией. Однако, формализуется это во время ближайшей парламентской недели (18-21 февраля. – ред.), когда будет избран новый премьер и назначен новый состав правительства. Консультации по нему идут, и это будет состав с широким представительством, за который проголосует 250 депутатов. Кто-либо из оппозиции тоже может быть представлен в правительстве – если фракция перейдёт в большинство и будет голосовать за программу Президента…»
Политолог Владимир Фесенко считает, что сразу после сочинской встречи серьёзных изменений не произойдёт: «Нужна будет ещё одна встреча президентов или премьеров. В Сочи Янукович совместил приятное с полезным, представив страну на Олимпиаде и поговорив с Путиным на две главные сегодня темы: возобновление кредита и решение газовой проблемы. Поскольку в Москве ждут назначения украинского премьера, он уже дал максимальные полномочия Арбузову. Но должно состояться и формальное назначение, после которого и произойдёт окончательная встреча. Это будет как раз после Олимпиады…»
Как сообщал MIGnews, 28 января 2014 года премьер-министр Украины Николай Азаров написал заявление об отставке, и в тот же день Янукович принял её. При этом Президент поручил отправленному в отставку Кабмину продолжать выполнять полномочия до начала работы новосформированного правительства. На это, согласно закону, отведено 60 дней.
Президент Украины Виктор Янукович назначил первого вице-премьера Сергея Арбузова исполняющим обязанности премьер-министра Украины.