Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Что можно сказать о верующих?

, 18 октября 2013
14 045

Верить намного легче, чем знать: думать не нужно!

Как можно назвать людей, которые верят в мифы, хорошо зная, что это выдумки? Можно ли назвать людьми разумными существ, тупо повторяющих некие тексты, называемые молитвами, и вечно клянчащими подачки у некоего существа – бога...

 

Можно ли считать верующих психически нормальными людьми?

Автор – Юрий Нестеренко

Сначала – несколько очевидных констатаций. Во-первых, разумеется, формально психиатрические диагнозы может ставить только врач соответствующей квалификации, коим автор данной статьи не является. Однако в медицине, как и практически в любой области, бывают случаи, вполне очевидные и неспециалисту. Например, чтобы диагностировать открытый перелом, не обязательно иметь диплом хирурга. И ярко выраженную аритмию можно обнаружить, не будучи кардиологом, а просто пощупав пульс. Аналогично, если современный человек на полном серьёзе утверждает, что он – Наполеон, или что с ним регулярно общаются инопланетяне, или что у него имеется невидимый друг, который руководит всей его жизнью – это, как минимум, веский повод заподозрить, что с психикой этого человека что-то не так.

Во-вторых, психическая патология ещё не означает отсутствия ума и талантов. Далеко не всякое психическое отклонение сопровождается понижением интеллекта. А некоторые больные с весьма серьёзными психиатрическими диагнозами – например, аутисты – могут демонстрировать способности, о которых многим нормальным людям остаётся только мечтать; но, тем не менее, здоровыми это их не делает. И уж тем более психическое здоровье никак не связано с моральными качествами. Человек может быть исключительно приятным и всё же больным (как и наоборот).

В-третьих, под верующими здесь и далее понимаются не просто люди, полагающие, что «что-то там такое, наверное, всё-таки есть». Понятно, что столь неопределённую трактовку ни доказывать, ни опровергать, ни вообще как-либо анализировать невозможно. И даже от замены «чего-то такого» на «высший разум», суть не меняется. Под такое определение попадала бы, к примеру, и внеземная (или существующая в иной вселенной) сверхцивилизация, создавшая наш мир в научных, художественных или развлекательных целях – однако очевидно, что такая гипотеза проходит по ведомству научной фантастики, а не религии. Да и вообще, «наверное» и «может быть» – это не из лексикона настоящего верующего.

Не являются верующими и те, кто видит в религии лишь национально-культурную традицию и свод нравственных правил, отвергая при этом (в т.ч. рассматривая как «просто аллегорию») её сверхъестественную составляющую. Не будем, соответственно, рассматривать и «религии», в которых эта составляющая практически не выражена, типа конфуцианства – их скорее следует назвать философско-этическими учениями, а не религиями.

Под верующими, таким образом, будем понимать только тех, кто считает истинной одну из существующих религий, опирающихся на концепцию личностного бога (или богов), в первую очередь речь о монотеистических религиях.

В-четвёртых, речь не идёт о временах античности или (особенно раннего) средневековья. Знания людей о вселенной в то время были минимальны, и религиозные догматы прекрасным образом вписывались в тогдашнюю картину мира; собственно, поэтому-то они и возникли тогда и в таком виде (правда, некоторые из них выглядели вызывающе абсурдно уже тогда – вспомним знаменитое выражение Тертуллиана – но пока мы закроем на это глаза). Проблема в том, что картина мира с тех пор изменилась радикальнейшим образом, а догматы остались неизменными (как, собственно, догматам и положено).

Вот с последнего пункта и начнём разбирать подробнее, во что же, собственно, веруют верующие (ещё раз подчеркнём – современные верующие)?

В представлении древних всё мироздание делилось на две неодинаковые, но равные половины: землю и небо (ну или на три опять-таки сопоставимых части: небо, землю и подземный мир). Земля была плоской (и возможно даже квадратной – в Библии упоминаются «четыре угла мира»), солнце и луна – крутящимися вокруг неё фонариками для освещения в дневное и ночное время, звёзды – точками на небесной тверди. Всё это было очень небольших размеров (даже рай и ад описывались не как гигантские миры, способные вместить миллиарды человек, а как, в лучшем случае, средней величины город), и за пределами этого ничего не было и не могло быть. Именно такую картину и рисуют нам священные писания всех религий.

Если бы хотя бы одно из них открывало тайны мироздания, неизвестные людям на момент появления соответствующего учения и разгаданные наукой лишь впоследствии, это было бы весомым аргументом в пользу если не сверхъестественного, то, как минимум внеземного происхождения данной веры. Однако нигде в священных книгах мы не находим и намёка на то, что Земля – вовсе не половина всего мироздания, а ничтожно крохотная песчинка, обращающаяся вокруг жёлтого карлика на периферии заурядной галактики в одном из бесчисленных галактических скоплений. На то, что жизнь на ней развивалась эволюционным путём на протяжении сотен миллионов лет. На то, что в бескрайнем космосе бесконечное множество таких планет, и на многих из них, вероятно, есть жизнь, в том числе и разумная («одушевлённая», если угодно). Даже на то, что сама Земля – это шар, и на ней, помимо Евразии и Африки, имеются и другие континенты...

Всё это – вопросы отнюдь не праздные. Как бы ни пытались верующие объяснять противоречия между священными писаниями и научными фактами «аллегориями», признание реальности, отрицать которую уже никак невозможно, порождает ряд весьма неприятных для них вопросов. Так, следует ли из священных книг, что бог является создателем только планеты Земля (на худой конец – Солнечной системы), а вовсе не всей Вселенной? Очевидно, ответ «да» будет для любого монотеиста совершенно неприемлемой ересью.

В таком случае, занимает ли Земля некое особое место во вселенной? Если да, то почему это никак не проявляется, почему она выглядит совершенно заурядной планетой где-то на космических задворках? Если же нет, то, как быть с другими обитаемыми мирами? Были ли они все созданы одинаково, везде ли были свои Адам и Ева, своё искушение и грехопадение и т.п.? Во всяком случае, очевидно, что это не могло происходить одновременно – у разных звёзд разный возраст; значит ли это, что бог с маниакальным упорством повторяет одну и ту же ошибку (или устраивает одну и ту же жестокую провокацию), позволяя своим созданиям впасть в грех по одной и той же схеме?

Положены ли каждой планете свои собственные ангелы и черти, свои, непересекающиеся с другими, рай и ад, и если нет, то почему священные писания не готовят нас хотя бы к посмертной встрече с инопланетянами, а если да, то почему бог всё-таки для всех общий (а дьявол – нет? или тоже да?), и что будет с космонавтом, умершим на чужой планете? Приходит ли на каждую планету Христос (в каком обличии?), распинают ли его всюду по одной и той же схеме? (Аналогичные вопросы можно задать и про пророков других религий). Произойдёт ли конец света везде одновременно и одинаково, если да, то как это совмещается с разным временем возникновения планет, а если нет, можно ли спастись от него, перелетая с одной планеты на другую? Будет ли на каждой планете воцаряться и побеждаться свой Сатана, или один и тот же, терпя поражение в одном месте, будет перебираться в следующее? (Заметим, что Библии противоречит как первая трактовка, так и вторая.)

Можно, конечно, сказать, что пока мы никаких инопланетян не нашли, и всё это – лишь досужие домыслы (хотя даже если Земля – единственная обитаемая планета во Вселенной, множественность миров всё равно противоречит священным писаниям, по которым Земля и Вселенная – это, по сути, одно и то же). Но существование различных народов – факт вполне бесспорный. Отчего бог не озаботился тем, чтобы дать всем им правильную веру?

Отчего спаситель или пророк не был послан, к примеру, коренному населению Америки, которое обречено было оставаться во мраке язычества ещё полторы тысячи лет (а австралийские и некоторые другие аборигены – и того дольше), после того, как Христос якобы спас всё человечество? В чём, по сравнению с прочими, провинились несчастные индейцы и островитяне, что столько ещё их поколений были обречены отправиться в ад только потому, что ничего не знали об Истинной Вере? Ответ лишь один – только в том, что на самом деле Истинная Вера ничего не знала о них.

Христос, посылая учеников проповедовать народам, «почему-то» ни полсловом не обмолвился о существовании народов, неизвестных жителям Ближнего Востока. Мухаммед, якобы писавший под диктовку самого Аллаха и также крайне заинтересованный в распространении Истинной Веры на весь мир, тоже не имел о них ни малейшего представления...

И так во всём. Священные книги, якобы вдохновлённые или прямо продиктованные божественной мудростью, вместо Абсолютного Знания содержат лишь набор невежественных предрассудков, типичных для людей того времени и того места, где соответствующая религия зародилась. Несостоятельность каковых не может не бросаться в глаза любому современному человеку.

Так можно ли считать психически адекватными тех людей, которые предпочитают верить не своим глазам, а давно устаревшим мифам?

Идём далее. От текстов, вдохновлённых или, тем более, прямо продиктованных Творцом Вселенной, логично было бы ожидать абсолютного, немыслимого для человека совершенства и красоты. И по глубине мысли, и по своим литературным достоинствам они должны были бы намного превосходить лучшие творения человеческого ума.

Ничего этого нет. В литературном плане это нудное, тяжеловесное чтиво бесконечно проигрывает не только шедеврам нового времени, но даже эпическим поэмам античности, написанным на несколько веков раньше. Да и содержание, в общем, никакой неземной мудростью не блещет. Да, есть некоторое количество остроумных притч, ещё больше демагогических рассуждений в стиле «Священное Писание истинно, поскольку так сказано в Священном Писании» – но в целом ничего такого, до чего не могли бы додуматься даже не гениальные, а всего лишь не полностью бездарные человеческие авторы. А уж о внутренней противоречивости этих текстов не писал только ленивый.

А каким предстаёт сам бог в любой из религий? Похож ли он на Абсолют, на совершенство, стоящее бесконечно выше человеческих страстей и пороков?

Ничуть не бывало. То, что «человек создал бога по своему образу и подобию», видно с предельной наглядностью, начиная с античных языческих религий. Тамошние боги не отличаются от людей вообще ничем, кроме наличия сверхспособностей. Этакая компания вечно грызущихся между собой суперменов или колдунов, если угодно. Похоть, зависть, интриги, гнев – весь набор человеческих качеств.

А как выглядит монотеистический бог? Да не только не лучше, а ещё хуже!

Зевс, конечно, мог кого-то покарать со злости, порою жестоко и совершенно несправедливо, но всемирных потопов он всё же не устраивал, не обрекал весь человеческий род (а заодно и множество видов ни в чём не повинных животных) на вечное наказание из-за нарушенного парой людей единственного запрета и вечных пыток всего лишь за то, что кто-то не знает о его существовании, не обещал.

Бог монотеистических религий не только крайне жесток, гневлив, ревнив, нетерпим и тираничен, но и страдает в придачу целой кучей тяжёлых комплексов; это угрюмый садист, в глубине души которого прячется совершенно немыслимая для Абсолюта неуверенность в себе. Отсюда и страх перед другими богами (которых, как ему должно быть известно лучше всех, нет и быть не может), и истерические требования поклонения и беспрекословного повиновения, хотя бы даже и вопреки справедливости и здравому смыслу.

«Зарежь для меня собственного сына», «В награду за послушание я убил всю твою семью и отобрал всё, что у тебя было, а ты меня за это хвали» – обычно такими изображают в кино самых отмороженных комендантов концлагерей. И вот это верующие считают своим нравственным идеалом?!

На самом деле, конечно, все эти неврозы и комплексы – не более чем проекция истинных авторов религий, приписавших придуманному ими богу свои собственные качества – недаром среди религиозных активистов во все времена было столько фанатиков и изуверов. Показателен и такой факт, что в эпоху, когда религиозные догматы только формировались и, к примеру, те же христиане ломали вокруг них копья на многочисленных Соборах, из всех возможных интерпретаций регулярно торжествовала (и становилась канонической) самая дикая, бредовая, извращённая.

Чего стоит хотя бы каннибальский догмат пресуществления, согласно которому христиане во время причастия даже не в символическом (хотя и символизм такого рода, мягко говоря, странен), а в самом буквальном смысле едят мясо и пьют кровь Христа (а усомнившимся в этом якобы являются видения, в которых священник вместо хлеба режет на куски младенца)! А единосущность Троицы, восторжествовавшая над «ересью» подобно сущности, т.е. над признанием трёх явно не тождественных личностей – тремя личностями, а не одной?

Впрочем, на Троице стоит остановиться подробнее. Итак, имеются три личности, которые на самом деле одна... Что это такое? Да ведь это же классическое диссоциативное расстройство идентичности, в просторечии обычно (неправильно) именуемое шизофренией! Причём, что называется, по учебнику: пациент испытывает страх или стыд по отношению к ряду собственных качеств, таких как гневливость, жестокость и т.п., и, не будучи в силах их побороть, подсознательно вытесняет их, создаёт образ строгого и властного Отца, несущего ответственность за все соответствующие проявления и вынуждающего «доброго» сына действовать против воли... А если привлекать терминологию психоанализа, то Отец, Сын и Дух святой – ни что иное как Ид, Эго и Суперэго, доведённые, опять-таки, до «логического» конца – диссоциативного расщепления.

Психиатрические диагнозы легко ставятся не только монотеистическому богу (причём не только христианскому), но и его многочисленным последователям, от наиболее почитаемых святых до безымянных юродивых и дервишей. Причём, особо подчеркнём, что речь идёт вовсе не о признании ненормальным поведения, не укладывающегося в рамки обывательских представлений («раздал имущество бедным, пош»л на смерть за убеждения, хотя мог бы согласиться для вида и остаться в живых – значит, псих!»). Нет, речь именно о вполне чётких, однозначно идентифицируемых симптомах психических расстройств, таких как галлюцинации («видения»), эпилептические припадки, деменции и т.д. и т.п. Тема эта, естественно, разрабатывалась профессиональными психиатрами, см. напр. Jeffrey L. Salver, M.D.; John Rabin, M.D. The Neural Substrates of Religious Experience – The Journal of Neuropsyhiatry and Clinical Neurosciences, 1997, volume 9, number 3, Special issue: The Neuropsychiatry of Limbic and Subcortical Disorders, pp. 498-510.

Заметим, что и священные книги монотеистов прямо-таки пестрят пренебрежительными отзывами о разуме и прославлением «богоугодного» безумия и фанатизма. Да и может ли быть иначе? Какая именно картина существует в голове у верующего? Он абсолютно убеждён в истинности некоего древнего мифа, не только не подтверждённого ни единым доказательством, но и явно противоречащего имеющимся знаниям об устройстве мироздания; мифа, многократно противоречащего даже и самому себе; мифа, выдаваемого за нравственный идеал, но при этом содержащего чудовищные с точки зрения современной морали вещи; мифа, ни единый элемент которого не содержит ничего, что можно было бы счесть божественным, и, напротив, содержит все признаки авторства невежественных и закомплексованных людей дикой эпохи...

При этом верующий прекрасно осведомлён о том, что этот миф – далеко не единственный в своём роде, однако все прочие он справедливо считает сказками и только свой (повторим, без единого к тому основания!) – абсолютной истиной (а на попытку эту «истину» критически анализировать реагирует, как правило, нетерпимо и агрессивно, в лучшем случае – снисходительно: мол, вам даже не понять, как вы убоги со своей логикой...).

Всё, что может быть истолковано в пользу мифа, хотя бы и самым невероятным путём – толкуется именно так (ср. «Это не я поскользнулся и упал, это агенты ЦРУ распылили специальное скользкое вещество перед моим домом, чтобы помешать мне их обличать!»), всё, что свидетельствует против мифа – отбрасывается, независимо от уровня аргументации. Что это, как не симптомы бреда сверхценной идеи?

Хоть один современный верующий в состоянии внятно ответить, чем сказки древних эллинов хуже сказок древних семитов? Только тем, что альпинисты поднялись на Олимп и не нашли там богов? Ну так, как известно, и космонавты Саваофа на небе не обнаружили; а метафорически с равным успехом можно трактовать и то, и другое. И ладно бы ещё речь шла только о «чужих» мифах! (Хотя, почему чужих? И этнически, и культурно современная европейская цивилизация – наследница скорее греко-романской традиции, чем ближневосточной). Но ведь ни одна монотеистическая религия – ни одна! – не может прийти к согласию даже сама с собой! В каждой из них наличествуют несколько несовместимых, часто – враждебных друг другу (враждебных даже больше, чем иноверцам!) ветвей, причём с течением времени число ответвлений и сект только умножается.

И это – «абсолютная Истина»?

Почему же бог, столь ревниво требующий (согласно всё тем же религиям) правильного поклонения, не наставит на путь истинный не только все народы на Земле (им же, между прочим, сотворённые), но даже заблудших братьев по истинной вере? Отчего не укажет, какая именно трактовка является единственно правильной? Отчего, в конце концов, не даст хотя бы косвенного намёка?..

Читать статью полностью

 

Если верующие оскорбились

Автор – Алексей Борисов

Как поступать, если на вас завели дело за «оскорбление чувств верующих»

Инструкция

1) Пишите заявление о закрытии уголовного дела за отсутствием пострадавших. От следователя это заявление потребует сбора заявлений от «так называемых верующих» заявлений о том, что они пострадали, в письменном виде. Установление факта, что человек является пострадавшим, согласно УПК, должно быть основано на экспертизе, в основу экспертизы должно лечь научное исследование.

2) Пишите встречное заявление о клевете, сообщение о заведомо ложном преступлении, о лжесвидетельстве и мошенничестве с целью использовать судебную систему с целью обогащения.

3) Если верующий относит себя к православию или христианству, просите его процитировать Евангелиe от Матфея глава 17 стих 20. В этом стихе чётко указывается критерий, по которому человек обладает верой, т.е. является верующим, а именно: человек должен обладать телекинетическими способностями и двигать горы или хотя бы, исходя из пропорции «горчичное зерно / гора» (минимальный размер во вселенной, т.е. и для веры) – кирпич весом 1 кг 600 граммов.

Требуйте проведения научной экспертизы по сдвиганию силой слова или молитвы этого кирпича в суде. Если человек не может этого сделать – значит, он никакой не верующий, со всеми вытекающими последствиями, как для вас (вы оправдываетесь), так и для так называемого верующего – тюремное заключение за заведомо ложный донос, лжесвидетельство и мошенничество.

По остальным религиям, думаю, инструкции тоже скоро подоспеют, но пока именно «околоправославные» граждане орут про оскорбление их чувств больше всех.

Алексей Борисов

 

Зарубки на память

 

Поделиться: