Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Алгоритмы открытий 10-1

, 19 апреля 2012
9 012
Мы познакомим вас с некоторыми из инструментов решения научных задач, чтобы вы сами в творческом акте смогли почувствовать свою причастность к открытию истины или пути к ней. Тогда понятая вами информация станет вашим знанием...

 

Часть 1.

В каждом из уроков мы знакомим вас с некоторыми из инструментов решения научных задач, чтобы вы сами в творческом акте смогли почувствовать свою причастность к открытию истины или пути к ней. Тогда понятая вами информация станет вашим знанием... Но прежде, чем познакомить с некоторыми инструментами решения открывательских задач, попробуем разобраться, какими качествами должен обладать творческий человек.

Открытие себя

Мы всю жизнь учимся сами, и нас целенаправленно учат в учебных заведениях. Одна из сторон педагогической деятельности состоит в том, чтобы научить ученика не только «учиться», но и на этапе обучения преодолевать самого себя, свою лень, свою инертность. Для этого необходимо воспитывать в нём собственно Человека высоконравственного, просвещённого и творческую личность так, чтобы она была готова сама принимать решения и уметь их отстаивать не только перед самим собой, но и перед обществом, особенно при сопротивлении общества или всей системы, которые всегда более инертны, чем творческая личность.

С воспитания Человечности и надо всегда начинать (Сухомлинский А.В. «Сердце отдаю детям»), чтобы провести человека через эволюционные джунгли за более короткий срок. На этот счёт имеется достаточно примеров из жизни и литературы. Мы же рассмотрим другую составляющую человека – творческую, ибо без неё сложно пробираться через эволюционные джунгли. По умолчанию уже предполагается, что Человек потенциально – это творец. Но какими качествами должен обладать творческий человек?

На этот счёт имеется много разных представлений и точек зрения. Выделим две – наиболее интересные. Например, Г. Селье («От мечты к открытию) приводит целый список качеств творческого человека. Он считает, что бесчисленные умственные и физические качества, присущие учёному, как таковому, могут быть приблизительно классифицированы по шести важнейшим категориям:

1. Энтузиазм и настойчивость, т.е. интерес, рвение, страсть, направленные на реализацию замысла и способность к длительному и упорному преследованию поставленной цели. Они включают в себя такие качества, как преданность цели, устойчивость к неудачам и однообразию, устойчивость к успеху, мужество, здоровье и энергию.

2. Оригинальность – способность по-новому взглянуть на вещи. А для этого необходимо воспитывать такие качества, как независимость мышления, непредубеждённость – готовность пересмотреть предубеждения перед лицом опровергающих их свидетельств, воображение, интуиция и одарённость.

3. Интеллект – способность к пониманию. Он предполагает развитие таких качеств, как логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию.

4. Этика – система приёмов, управляющих нашим поведением. Она включает честность перед самим собой.

5. Контакт с природой – установление тесной связи с явлением Природы, на которое направлено наше исследование. Для этого важны такие качества как наблюдательность, технические навыки и изобретательность. Следует сюда добавить – умение работать руками самому. Ещё оценка результатов наблюдения – способность отбрасывать все формы ослепляющей нас предвзятости.

6. Контакт с людьми: понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группу, убеждать других и прислушиваться к их аргументам.

Достаточно интересные качества, включающие не только чисто творческие, но и частично качества, без которых нельзя называть человека Человеком. Самое же главное – как понимать все эти качества.

Кстати, некоторые из этих качеств перекликаются с шестью качествами, приводимыми в «Жизненной стратегии творческой личности» (ЖСТЛ) (Г. Альтшуллер, И. Верткин «Как стать еретиком»), где даже приводится «алгоритм» жизни и поведения творческой личности. Однако эта часть жизненной стратегии делает человека заложником своей идеи и поступающим в борьбе с «внешними обстоятельствами» подобно роботу, хотя сами по себе приведённые качества, вне «стратегии», интересны.

Творчество всегда предполагает ломку каких-то устоев, старых представлений, парадигм. В своём стремлении к познанию и реализации поставленной перед собой цели, человек непременно ожидает успех от своей деятельности. Исходя из этой посылки и ряда положений методики В.А. Сухомлинского можно представить следующий подход к технологии воспитания творческой личности (Кондракова С.О. «Феномен успеха в обучении в трудах отечественных педагогов-новаторов XIX-XX веков») с учётом шести качеств, изложенных в ЖСТЛ.

Твоя Высшая цель

Без цели не может быть результата, успеха. Следовательно, нужна Высшая (В. Вернадский) или Достойная цель (Г. Альтшуллер), общественно-полезная, на достижение которой стоит потратить творческую жизнь. Для этого человек должен быть не только образованным, но и высокодуховным в нравственном понимании слова. Неслучайно В.А. Сухомлинский обращал особое внимание на духовную жизнь учащихся школы. Уже в школе учащийся должен задуматься, ради чего нужно хорошо учиться, чтобы у него возник интерес к учёбе, к наиболее интересным для него областям знаний, и чтобы в будущем он смог себя реализовать как личность при достижении поставленной цели.

Примеры

  • У К.Э. Циолковского – это познание природы, выход в космос человечества и налаживание контакта с разумными цивилизациями;
  • У Гулиа – это создание ёмкого аккумулятора энергии (маховика).
  • У Н.В.Левашова – это освобождение Мидгард-земли от паразитов, пробуждение землян от ментального сна и далее, через новые знания, выведение Родины и нашей цивилизации на новый путь развития и процветания – Золотой путь.

Но как, например, ученику или любому человеку выбрать Высшую или Достойную цель жизни, если у него ещё нет опыта жизни или необходимых знаний?

Не любая цель годится на эту роль, следовательно, нужны определённые критерии, подход, т.е. нужна технология выбора цели. В период учения перед учеником нет необходимости ставить цель, которой он посвятит в будущем всю свою жизнь. Но его ещё в школе нужно научить, как выбрать Достойную цель. В школе В.А. Сухомлинского на уроках мысли ученика учат прикоснуться к огромному окружающему миру, в котором вопросов больше, чем ответов, вот их и следует находить. Что касается «взрослых», то ответ очевиден: нужно откорректировать своё мировоззрение с позиций Новых Знаний, и, исходя из нового понимания проблем, которые их интересуют, своих возможностей, своей готовности, выбрать себе цель, ради которой стоит потратить оставшуюся жизнь. При этом следует помнить, что творческие люди живут дольше, ибо у них есть цель, и они настроены на её решение, они более гармоничны со своими «тонкими» телами.

 Реализация цели может происходить двумя путями: совершенствование своей или чужой идеи, причём, в узкой области или в нескольких областях. Исходя из системности мира, можно считать, что окружающий мир – это, в наше время, три взаимодействующие системы: природные в виде экосистем, социум и техносфера, представляющие нашу земную цивилизацию. Каждая из этих систем имеет свои иерархические уровни. Они аналогичны уровням волновой модели развития технических систем. Например: социум: человек – семья – народ – нация – государство – земная цивилизация – … На каждом из уровней могут возникать задачи.

Цели также возникают на всех уровнях, причём, чем выше уровень, тем более общая цель возникает для решающего проблему на данном уровне. Но на каждом уровне человек взаимодействует с аналогичными уровнями ещё двух систем – живой природой и искусственно созданной – техносферой. Отсюда и множество возможных путей достижения цели, при реализации которых человек способен раскрыть себя, как творческая личность (см. Рис.1).

Достижение цели осуществляется посредством различных средств – технических, интеллектуальных или социальных. При выборе цели человек руководствуется какими-то своими соображениями и вначале выступает в роли дилетанта, потому что, скорее всего, до него эту проблему никто не решал, поэтому о ней мало что известно, а если и решал, то пока неуспешно. Поэтому он в общих контурах должен представлять себе приведённую выше схему развития цели, чтобы эффективно и уверенно двигаться вверх, если есть потенциал, не зацикливаясь на достигнутом и не задерживаясь там, где его дело могут продолжить другие.

Причём, при переходе по линии человек – семья – общественная группа – народ – цивилизация – ноосфера, происходит смена и усложнение цели, т.е. она становится более общей. У К.Э. Циолковского: от средств для перемещения в атмосфере до создания космической философии для выхода на связь с внеземными цивилизациями. У Н.В. Левашова: от познания самого себя и нетрадиционных способов лечения до познания космоса, его «лечения» от паразитов и вывода человечества на «Золотой путь развития». При этом каждый из них на начальных этапах создавал специальные «технические» средства: Циолковский К.Э. – дирижабли, планеры, ракеты… Левашов Н.В. – методики саморазвития, лечения, преобразования тел, генераторы первичных материй... Вершиной их творения для человечества стали их концепции жизне- и мироустройства, внедрённые в социуме или указавшие направление развития последнего.

Каждый следующий этаж определяет цель предыдущего: чем крупнее цель – тем выше этаж, определяющий её. Например, колонизация космоса поставила перед Циолковским задачу по созданию «космической философии» – цель, которая включала все предыдущие цели, достигнутые или сформулированные на нижних этажах. К.Э. Циолковский шёл поэтапно к своей Высшей цели, начиная с простой идеи завоевания стратосферы. Вначале его целью было создание управляемого дирижабля (цель А) с металлическим корпусом, он изготовил ряд моделей (цель А2, А3, А4...). Затем он перешёл к созданию ракеты (цель Б1). Далее – к созданию ракетного самолёта (цель В1), космического поезда (цель В2), системы жизнеобеспечения на орбите (цель В3), колонизация планет (цель Г1), установление контактов с внеземными цивилизациями (цель Д1), создание космической философии (цель Е1).

Н.В. Левашов предлагает это сделать через поэтапное познание себя. На третьем курсе вуза он начал свой поиск истины. Обратил внимание на те качества, которые были у него от природы, стал изучать себя. Несмотря на то, что многое ему пришлось делать впервые, на основе собственного опыта он научился сначала понимать найденную информацию, а затем постепенно овладевать её практическим применением, причём он шёл от простого к сложному, вырабатывая свою методику познания, лечения, сканирования информации (подробнее см. книгу «Зеркало моей души»). С переходом на новые уровни познания, менялись задачи, менялись и методики, возникали проблемы, заставляющие двигаться вперёд. Со временем появляются и первые изобретения – «технические средства» для решения сопутствующих проблем. Его инструмент – сила мысли, способная управлять материей и свойствами пространства.

Видя проблемы системно, он выходит на соответствующие решения: «генератор тёмной материи» – «Источник Жизни» – для экосистемы; изменение траектории планеты «Х» – для солнечной системы; создание Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век» – для решения проблем социума и т.д. (см. статью В. Шлопак «Сила мысли или Н.В. Левашов – кто это?»). У него выработалась своя методика, поэтому тем, кому он произвёл преобразование мозга, рекомендует не торопиться, а учиться правильно сканировать информацию, распознавать простые проблемы, например, причины болезни, а затем приступать к её лечению; получив на этом уровне опыт и закрепив его, переходить к следующему и.т.д.

Помни: только время твоя собственность!

Выбрав цель, необходимо знать, что было сделано в этом направлении предшественниками, знать, что нужно для её достижения теперь. Нужна программа по достижению цели, много программ, в зависимости от сложности цели, т.е. нужен комплекс рабочих программ по достижению цели, и регулярный контроль за выполнением этих планов, их корректировка по необходимости. Выработка навыков и умений в выборе цели может осуществляться на примере решения обычных проблем.

Примеры

  • Биолог А. Любищев (Д. Гранин «Эта странная жизнь») при создании периодической системы биологических видов, вёл ежедневный контроль за выполнением программы.
  • Ж. Верн по договорённости с Этцелем – издателем его книг – должен был выдавать в год два научно-фантастических романа. Для этого он вёл ежедневные записи новых научных данных в свою картотеку – 20 тысяч тетрадей. Причём, с раннего утра он писал, а после полудня собирал информацию.
  • Н.В. Левашов наметил ряд рабочих программ и выработал ряд методик для решения конкретных задач с постоянным контролем и корректировкой этих планов: лечение, получение информации о настоящем и прошлом; написание книг; использование «спящей» генетики растений и человека; выход из тела и вопросы безопасности в космических путешествиях; быстрое распознавание оружия паразитов и защита от него («Зеркало моей души»). Наконец, методику преобразования мозга и свёртывания информации нейронов и т.д.
  • Методики Светланы Левашовой («Откровение») связаны с выходом на разные уровни Земли и выходом к прошлым событиям. Программы по восстановлению прошлого нашей цивилизации (история Христа-Радомира, его семьи, история Даарии, тамплиеров).

Для выполнения намеченных планов нужна высокая работоспособность. Поэтому уже со школы необходимо учить учеников работать систематически, уметь ставить перед собой смелые цели и стремиться достичь их, преодолевая трудности.

Примеры

  • Ж. Верн – регулярное ведение картотеки в 20000 тетрадок, из которых он черпал темы для своих произведений и делал прогнозы. Когда он ослеп, в комнате ничего не меняли местами, а для него был изготовлен трафарет, которым он пользовался при написании романов. Записи он делал во второй половине дня. В первой – писал. Работал каждый день. Каждый год выпускал по два тома, которые продолжали выходить и после смерти. А после писались ещё его сыном Мишелем под тем же именем.
  • А. Любищев – использование каждой свободной минуты (он постоянно читал в метро, автобусе, ожидая в очереди и т.п.), написание огромного количества статей по биологии, истории, литературе и т.д.
  • Н.В. Левашов – написание книг и статей, проведение встреч, лечение людей, экосистемы, работа в космосе и т.д. Рабочий день длительностью, в среднем, по 15 часов.

На пути к достижению цели возникает много проблем и противоречий, для разрешения которых нужна методика, инструмент, технология решения возникающих проблем, т.е. нужна научная методология решения творческих задач (Кондраков И.М. «От фантазии к изобретению»). Эту задачу на этапе формирования личности ученика решают педагоги-новаторы, но каждый по-своему. Они подготавливают почву для перехода от фактологической педагогики к педагогике методологической. Их творчество доказывает, что уже в школе можно и нужно формировать творческую личность, владеющую современными методами решения творческих задач.

Одним из подходов к решению творческих задач может быть методология ТРИЗ и примерная схема их решения: постановка задачи – построение модели задачи идеальной и реальной – выявление заложенного в нём противоречия – разрешение противоречия – получение результата (Рис.2).

Примеры

О.Пикар – технология решения изобретательских задач при создании батискафа (Гаджиев Ч. «Огюст Пикар: Творческий стиль»). В 1930 он занялся разработкой стратостата – воздушного шара, оборудованного сферической герметичной гондолой из алюминия. Она позволяла совершать полёты в верхних слоях атмосферы при сохранении нормального давления внутри гондолы. 27 мая 1931 Огюст Пикар и Пауль Кипфер совершили первый в мире полёт в стратосферу, достигнув высоты 15 785 м., в дальнейшем достигнув высоты 23 000 м. А в середине тридцатых годов учёный осознал, что можно стратостат использовать наоборот – в виде баллона с герметичной гондолой для исследования океанских глубин. Новый аппарат он назвал батискафом, представляющим собой герметичную стальную гондолу для экипажа, к которой был прикреплён большой поплавок, наполненный бензином для обеспечения плавучести.

Н.В. Левашов – это его концепция мироустройства и эволюции материи – новое мировоззрение. Уже сама концепция эволюции материи предопределяет направление её развития, а значит и методологию для решения конкретных задач для Человечества.

Творчество педагогов-новаторов подтверждает мысль о том, что нужно учить личность ученика технологии творчества, развивать его интеллект, учить умению думать (Соловейчик С. «Час ученичества»; Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям») и решать не только стандартные, но и нестандартные задачи нестандартными способами, начиная с детского возраста.

Примеры

Работа с детьми в системе МИА при институте цветных металлов им. М. Калинина (Малой инженерной академии, г. Красноярск), лицей № 142 для одарённых детей (г. Красноярск), МАН (Малая академия наук, г. Минеральные Воды), факультатив по дисциплине «Научно-техническое творчество» (г. Минеральные Воды, СКФ БГТУ им. В.Г. Шухова), школа изобретательства (г. Минеральные Воды) показал эффективность обучения технологии творчества на базе отечественной ТРИЗ.

Работа с детьми-индиго в ментальной школе Н.В. Левашова, в которой у него более 3000 учеников, где речь идёт о развитии многогранной личности, будущей элиты России.

Продолжение следует

Читать статью полностью

Поделиться: